12 June 2015

Degradr: про кнопку "сделать шедевр"

Много лет читаю в жж Пашу Косенко -- хорошего фотографа, отличительной чертой которого всегда было особое чувство цвета. Павел по жизни исповедует философию, что цвет -- штука более чем самодостаточная, и практически любой снимок может быть построен исходя только из этого, вроде как не сильно хитрого, принципа.

Мне многие работы Павла нравились.



Но потом в жизни Павла появился Degradr. Это такое yet another приложение-камера для айфона, которое в режиме реального времени "деградирует" картинку, в смысле, по мнению ее авторов, как бэ сильно улучшает и гармонизирует ее, пытаясь быть в этом смысле чем-то похожим на лучшие фотопленки вроде легендарного "кодахрома".

Последние несколько месяцев Косенко был просто маниакально одержим своим приложением. В его блоге почти полностью исчезли нормальные фотографии, снятые на серьезные камеры, и пошел непрерывный поток фотографий с айфона, обработанных чудо программой-ухудшайзером.

И вот, наконец, Degradr зарелизился и я его даже пощупал, правда, не ожидая ничего хорошего.

Источником моего скепсиса были две вещи.

Первое -- я не верю в то, что можно на практике создать мифическую кнопку "снять шедевр" (она же "сделать заебись"). Это такая же утопия, как Perpetuum Mobile.

Второе -- я смотрел на те фотографии, которые с таким восторгом выкладывал Паша у себя в блоге и мне они категорически не нравились. К пленке они не имели никакого отношения, от них наоборот перло ужасной, безвкусно перефотошопленной цифрой.

Надо сказать, что ожидания мои целиком и полностью оправдались -- программа получилась редкостным УГ.

Что находится под капотом у Degradr, чем же он "ухудшает" снимки?
Из того, что вижу я.
Первое -- корректировка баланс белого, которая, к чести авторов, работает довольно уверенно, хотя и не без промахов. Лучше всего она справляется с излишне теплыми снимками, на корню убирая желтушный оттенок по всей площади кадра.
Второе -- приглушение цветов. Опускается насыщенность, для красного цвета понижается яркость.
И последний, третий, самый важный ингредиент -- задирание контраста. Контраст повышается хитро, в основном в средних тонах, и результаты такого повышения очень сильно похожи на работу адобовского алгоритма Clarity.

Если вы хотите повторить Degradr эффект в Lightroom, то это будет что-то типа: WB: Auto; Saturation: -10; Clarity: +50; Red Luminance: -20.

Самая главная проблема картинки после "ухудшения" -- задранная до предела clarity.
Любой, кто работал с продуктами фирмы Adobe, знает как это сказывается на картинке, а также о том, что применять это дело надо с умом, в разумных количествах и с учетом сюжета снимка. К примеру, глобальный ползунок clarity практически нельзя трогать, если в кадре есть лицо, потому что после применения этого эффекта, оно наверняка превратится в поверхность луны, с сильно выпяченными даже небольшими проблемами кожи.
И что-то я не припоминаю, чтобы любимая авторами деградра пленка "кодахром" уродовала лица людей.


Едем дальше -- давайте поговорим про цвет, любимую тему Павла Косенко.
Тут у нас есть одна маленькая проблема -- Degradr убивает цвет. И вообще Degradr это не про цвет, это про текстуры и детали. Такие 50 оттенков серого.

Практически полное отсутствие цвета можно легко продемонстрировать кадрами, которые Павел выкладывал у себя в блоге.





Лично я в этих кадрах никакого цвета не вижу.
На втором, третьем и четвертом снимках акцент делается на большие площади высокого детализированных текстур, при этом сами эти текстуры совершенно бесцветны!
А если говорить про кадр со стульями -- да, он прикольный в плане ритма, но цвета на нем тоже нет -- есть совершенно скучные однотональные красные пятна, плоские, безо всяких нюансов и оттенков.

Кадры про цвет, они же совершенно другие!


В общем, на сегодняшний день Degradr выглядит как история о людях, которые смогли повторить адобовский clarity, и на этой почве просто свихнулись. Как кто-то правильно написал в отзыве на программу "Image output is poor-man's-photoshop-like, not film-like" и я с этим отзывом целиком и полностью согласен.
Самое удивительное, что этим ужасным черно-белым перефотошопом Павел пытается кормить аудиторию, которой сам же прививал чувство цвета в фотографии!... Что тут скажешь? Просто удивительные трансформации иногда случаются с некоторыми людьми.

Кстати, еще один забавный факт. Косенко многократно весьма нелестно отзывался о фильтрах в Инстаграмме, очевидно, видя в лице своего детища сильно лучшую альтернативу. Проблема, правда, заключается в том, что в Инстаграмме автор снимка, т.е. человек, определяет какой фильтр лучше всего подойдет к его работе (либо в его же руках находится решение не использовать фильтр вообще), а вот в случае Degradr, все отдано в руки совершенно бездушной и глупой машине, которая, конечно же, не может принимать такого рода решения лучше человека.

Лично для меня, тема "ухуджайзера", которой Павел кормил свою аудиторию несколько месяцев кряду, целиком и полностью закрыта.
В топку, аминь!


***

Кстати, про что хотелось бы написать, в контексте той самой кнопки "сделать заебись!", так это про то, что сейчас происходит в области мобильной фотографии. Мне кажется, что последние несколько лет борьба почти полностью переместилась из области железа (да, тут есть прогресс, но физику не обманешь), в область софта, т.е. алгоритмов обработки.


Слава богу, до идей встроить в камеру супер-пупер алгоритм а-ля Degradr у производителей дело не дошло, но вот соревнования в области алгоритмов шарпа или шумоподавления идут нешутейные.

В этой связи писал я маленькую замету в мордокнигу о том, что HTC, после критики в адрес камеры в M9, включила возможность снимать в raw. Трудно интерпретировать сей факт иначе, чем жест отчаяния, когда компания расписалась в полной своей беспомощности дальше участвовать в гонке алгоритмов и автоматически предоставлять пользователю готовые снимки максимального качества.

Между прочим, качество того же jpeg кодека играет огромную роль в плане раскрытия потенциала сенсора, а инвестирования в алгоритмы повышения резкости со стороны некоторых производителей фототехники столь серьезны, что, к примеру, на сегодняшний день компания Sony в этом вопросе ощутимо опережает Adobe, которой сам бог велел иметь лучшие решения такого рода на рынке.

зы. Пытаюсь иногда что-то как-то пописывать в facebook, пытаясь обмануть самого себя, что это выходит быстрее, чем в бложек... Наверное, facebook это типа такой промежуточный по объему формат, аккурат между твиттером и блогом; писать туда что-то большее, чем три абзаца, совсем не хочется по целому ряду причин. И форматирование там никакое. И запись потом хрен найдешь. Да и истории про цензуру и выпиливания, которые сейчас у всех на слуху, мне совсем не нравятся.


No comments:

Post a Comment