12 July 2011

Sony NEX-3. Первые впечатления

Предостережение: это не обзор. Детального описания камеры или примеров снимков здесь не будет -- в Сети и без меня этого добра навалом. Скорее это порция щенячьих восторгов любителя, пересевшего с мыльницы на камеру с сенсором приличной площади. 

История вся эта началась с того, что Samsung NV30, не без приключений прослуживший в моей семье почти три года, скоропостижно скончался (не без активной помощи моей супруги). Остро встал вопрос выбора камеры.



Как и три года назад, изначальных вариантов развития событий было два -- или покупка очередной мыльницы за $200-$300, или приобретение любительской зеркалки, вроде трехзначных моделей Canon. Единственное отличие нынешней ситуации было в том, что имея за плечами богатый опыт пользования мыльницы, претензий к качеству изображений, полученных таким путем, накопилось предостаточно, и я гораздо более решительно смотрел в сторону чего-то посерьезней очередного компакта. Бюджет в $300 я умножил на два, и решил, что если в районе $600 получится купить что-то с сенсором приличного размера, то на этом варианте и надо останавливаться.

Помучив глупыми вопросов своих знакомых, более-менее серьезно занимающихся фотографией, я получил практически однозначный совет -- с зеркалками не связываться, и даже предложение взять поиграться старенькой 350D на несколько дней, дабы точно убедиться что это не моя тема. Предложением я не воспользовался, однако в результате этого общения направление мысли мне переключили с DSLR на относительно новый класс камер -- камеры беззеркальные.

Только приступив к копанию в теме, я наткнулся на отличный материал, который окончательно убедил мне в том, что брать надо именно беззеркалку. Осталось только определиться какой модели.

Сначала я всерьез присматривался к самсунговскому NX11, однако довольно быстро понял, что эта шутка не самая удачная для моих целей. Кстати, в качестве источника материалов для размышлений, помимо канонического dpreview, очень понравились статьи по беззеркальной теме, которые написал Павел Урусов для http://gagadget.com/. Помимо классических обзоров, тут есть и крайне полезные материалы, вроде "Выбираем беззеркальную камеру" (актуальность -- октябрь прошлого года).



Итого, после всех изысканий, я остановился на Sony NEX-3. Все недостатки этой модели, которые упоминают авторы обзоров, для меня не особо критичны (к их подробному рассмотрению я вернусь ниже), а вот главные достоинства -- габариты и качество снимков -- определенно подкупают. На NEX-5 я не сильно засматривался, т.к. он ощутимо дороже младшей модели, а переплачивать $100+ за железный корпус и более высокое разрешение видео не хотелось (720p хватит всем!). Аккурат во время моих попыток выбора модели, была анонсирована, и даже поступила в продажу на территории России, замещающая NEX-3 модель -- Sony NEX-C3. По слухам, "тройку" сняли с производства еще зимой, но наклепали их столько, что с выпуском новой модели можно было тянуть почти полгода. Или может люди склонялись больше в сторону NEX-5 -- не суть важно... NEX-C3 мне показался не очень интересным, особенно с учетом того, что в/на Украине в продажу он должен поступить ближе к сентябрю, а цена на первых этапах будет приближаться к "пятерке", которая пока что остается топовой моделью в классе.

Про габариты

Собственно говоря, самой серьезной проблемой перехода от мыльнице к зеркалке, если оставить за скобками вопрос финансовый, является проблема значительно больших габаритов. Размеры современных компактов таковы, что практически любого его представителя можно не задумываясь кинуть в карман куртки или сумку. С зеркалкой, понятное дело, такой фокус не пройдет.

Честно сказать, начитавшись обзоров, и насмотревшись сравнительных фото, в плане габаритов я ожидал гораздо больше (в смысле -- гораздо меньшего) и реальная картина меня несколько огорчила.


Беззеркалка Samsung NX11 в сравнении с Canon 5D и компактом. Маленький нюанс -- с компактом сравнение идет с фиксовым объективом на 16 mm. 

С габаритами тушки, которая сама по себе значительно больше габаритов компакта, еще туда сюда можно мириться, но если добавить к ним еще шайбу объектива 18-55 mm становиться совсем грустно.




Sony NEX-3 vs Samsung NV30. Слон и моська.

Понятно, что такую дуру без чехла или сумки носить с собой не будешь. Сравнение на уровне чехлов выглядит вот так:



Для серии NEX есть фирменные кожаные чехлы от Sony, которые будут значительно покомпактнее сумочки, которую в итоге купил я, однако знакомство с этими чехлами в живую как-то не сильно меня впечатлило.

На первых порах грусть-тоска от габаритов привела меня к мысли о том, что, наверное, стоило переплатить, и взять сразу китовый блинчик на 16, ибо отдавать $300+ за него отдельно от камеры очень невесело. Однако гармония внутри меня, в конечном счете, установилась. Широкоугольник штука довольно специфическая, тем более, что конкретно об этом объективе в Сети далеко не самые лестные отзывы. Ну а самое главное, что восторги от общения с камерой перебили все сожаления о возросших габаритах.

Небольшая ремарка по поводу "блинчика". Нашел очень интересный материал "Что лучше Sony NEX или «нормальная» зеркальная камера?", где автор пишет:

"при наличии 18-55, оптической необходимости в 16мм нет, так как он не сильно шире и не сильно лучше по качеству, с другой стороны он очень компактный, что может пригодится когда надо будет просто кинуть камеру в карман на всякий случай".


О главном

Сразу скажу, что я на процесс фотографирования смотрю точно так же, как 99.9% жителей этой планеты -- исключительно утилитарно. Каких-то художественных изысканий и желания руками крутить сотни ручек, переключателей и ползунков дабы сделать одно единственное фото во мне не наблюдается. Я классический пользователь "зеленой зоны", мне нужен ровно один режим "point and shoot" с ровно одной кнопкой -- "сделать красиво". Например, я до сих не сделал ни одной снимка в RAW. И не собираюсь этого делать.
У меня есть несколько знакомых, у которых во времена владения цифрокомпактом проявлялась непреодолимая тяга к творчеству, и они, все как один, в итоге, попереходили на зеркалки разной степени навороченности. Мой случай другой -- камеру пришлось менять по независящим от меня обстоятельствам, и получить я хотел все ровно тоже самое, только получше качеством. 

Собственно говоря, в классе беззеркалок именно Sony позиционирует свои модели аккуратно под мои потребности. Это попсовые камеры, с максимально простым и понятным управлением (в котором даже отказались от святая святых -- колесика выбора режима), без богатого парка объективов, предназначенные для самого широкого круга пользователей, которые хотят одной вещи -- не сильно заморачиваясь получать качественные фотографии. 

То, какое счастье я купил, я понял практически сразу, сделав буквально первых десяток снимков у себя в квартире. Это был полный восторг!

Во-первых, впечатления от скорости работы камеры. Тут и скорость фокусировки, которая в не экстремальных условиях происходит неприлично быстро. Тут и время сохранения кадров в связке с фантастической скорострельностью. И общая производительность камеры в целом, которая позволяет очень быстро делать "тяжелые" вещи, вроде съемки панорамы или обсчета HDR снимков (которые есть продукт обработки целых трех кадров).

Во-вторых, и это, конечно же, самое главное -- качество картинки. APS-C матрица, которая по площади всего лишь в полтора раза меньше полного кадра, и на порядок больше типичной матрицы из компакта, есть весомый аргумент в этом вопросе.

Компакты (и некоторое число мобильных телефонов) уже давно обеспечивают съемку с качеством, вполне достаточным для того, чтобы выложить ее результаты в Сеть или рассматривать их на экране монитора. С оговоркой, что съемка велась в условиях, близких к идеальным -- например, в летний солнечный день. Но даже такие, на первый взгляд неплохие снимки, если их исследовать в 100% масштабе, представляют собой весьма печальное зрелище -- сплошные шумы и мыло. Ну а если съемка велась при чуть более сложных условиях -- все, сушите весла. Тут или съемка со вспышкой, которая красоты снимкам совсем не добавляет, или дикие выдержки и тотальная "шевелёнка".

Когда я купил мыльницу, у меня одной из самых первых больших фотосессий была вылазка вечером, в начале августа, в центр города. Когда я сел смотреть на ее результаты -- прослезился, и зарекся что-то снимать в сумерках, и уж тем более когда стемнеет.
Новую камеру я пошел тестировать ровно в таких же условиях -- вечер, центр города, правда сейчас начало июля, а не августа. Вспышку, которая в NEX-3 пристяжная, я даже не брал, т.к. фотки со вспышкой сильно недолюбливаю за их плоскость и ненатуральность. Так вот, последние снимки я делал после девяти вечера, когда на улице конкретно стемнело. Результаты после мыльницы просто сказочные! Конечно, ISO на этих снимках уже очень высокое, выдержка становиться уже неприлично большой, местами оптический стабилизатор в объективе не спасает -- лезет шевеленка, однако качество полученных в таких экстремальных условиях снимков можно вполне сравнить с тем, что можно снять на мыльцу в идеальных условиях!

Пример снимка -- фокусное 55 mm, снято в девять вечера

Кстати, насчет вспышки, в материале про NEX-5, на который я уже ссылался, по этому вопросу написано следующее:

"В принципе встроенная вспышка это баловство, ничего приличного с неё снять нельзя, на мой взгляд, поэтому учитывая хорошие высокие ISO и хорошую работу стабилизатора её можно вообще не одевать."

Что еще сказать про съемку? Почти все снимки я снимал в режиме полного автомата, который работает весьма достойно. Управление диафрагмой в этом режиме все равно остается ручное (для ламеров его назвали "background defocus"), поэтому во многом этом режим похож на обычный режим приоритета диафрагмы с залоченными настройками, вроде ISO или баланса белого.

После мыльницы порадовало наличие стандартного USB разъема на корпусе вместо какой-то проприетарщины. Правда, разъем почему-то mini, а не micro, поэтому зоопарк со шнурами на рабочем столе, похоже, будет длиться еще очень долго.
Что после мыльницы не понравилось -- необходимость доставать аккумулятор для того, чтобы его зарядить. В NV30 можно было тихо и мирно заряжаться прямо по USB.

Недостатки?

Я не буду здесь рассуждать на тему недостатков беззеркальных решений против зеркалок (основные это скорость автофокуса, парк объективов и автономность) -- на этот счет есть множество материалов, в том числе и на упоминаемом http://gagadget.com/

Samsung NX11. Конкурент не прямой, а косвенный, для беззеркалок от Sony -- его позиционируют как решение для продвинутого пользователя

Поговорим лучше о недостатках NEX-3 в своем классе беззеркалок. Какие слабые места обычно перечисляются в обзорах?

1. Отсутствие видоискателя (EVF). Одна из главных проблем наведения через дисплей -- поведение оного при ярком солнечном свете, дисплей "слепнет". Про дисплей в NEX-3 могу сказать, что полевые испытания на ядреном солнце одесского пляжа он выдержал с честью. Яркость подсветки экрана очень грамотно регулируется автоматически датчиком, однако для совсем тяжелых случаев есть специальный режим работы под названием "sunny weather". Конечно, сделать точную ручную фокусировку в таком режиме вряд ли получится, но вопрос с кадрированием на ярком солнце он вполне решает. Отдельный маленький бонус в решении вопроса с наведением -- откидывающийся экран.

2. Маленький парк сменной оптики -- всего три объектива. Если вам нужна сменная оптика -- покупайте зеркалку. Лично я рассматриваю покупку беззеркалки просто как замену мыльницы, поэтому никакие последующие докупки, новые объективы и т.д. мне не интересны в принципе.

3. Слабая вспышка. Этот пункт я осветил выше -- не люблю вспышку, а в NEX-3 такая матрица, что весьма приличные кадры можно получить в совсем не идеальных условиях освещенности.

4. Слабая батарея. В паспорте фигурирует число -- 320 снимков.
Когда я плотно исследовал девайс после покупки, мне казалось, что заряд батареи тает прямо на глазах. За производительный процессор приходится платить, и мне кажется, что больше всего батарею сажает не столько фотографирование, сколько работающий в режиме LifeView экран.
Переход с версии v2 на v4 принес определенные изменения -- в некоторых меню фотоаппарат стал работать несколько медленнее, как мне кажется, разработчики начали решать вопрос автономности просто путем опускания частоты процессора в некритичных к скорости режимах работы.
Первый реальных выезд на полевые испытания меня довольно сильно порадовал -- я сделал больше двух сотен снимков плюс снял несколько минут видео. Батарея села меньше чем на 20%, хотя о том, что она откалибрована идеально линейно я не говорить не стану.
Как итог -- свои 300-500+ снимков вы вполне получите от одного заряда, если будете фотографировать, а не заниматься побочными вещами, вроде просмотра отснятого материала.

5. Управление. Как мы знаем, Sony решила этот вопрос очень радикально, убрав даже классический диск с выбором режима. На мой взгляд, проблемы в этом нет.
Во-первых, аппарат рассчитан на тех, кто пользуется авто режимом и не комплексует по этому поводу.
Во-вторых, большинство обзоров в Сети написаны на основе ранних прошивок, которые в плане управление плане отличаются от того, что пользователь может видеть сегодня. В данных момент, во всех режимах, кроме полного автомата, можно запрограммировать на любое действие одну софт клавишу + повесить последовательный перебор трех любых параметров на джойстик. На мой взгляд, этого более чем достаточно для типичного пользователя такого девайса.

Вместо заключения

Лично я от NEX-3 в полном восторге -- он отлично решает задачу заурядного бытового фотографирования, но делает это на отнюдь незаурядном уровне в сравнении с обычными мыльницами. 

Сегодня средняя мыльница стоит порядка $200-$300. Если вы располагаете примерно в два раза большим бюджетом, и фактор качества фотографий для вас важнее компактности, то NEX-3 будет для вас отличным выбором. Ну а попытка сравнения цены-качества для беззеркалки и "профессиональных" мыльниц, вроде Canon G12, будет очень сильно не в пользу последнего. 

На этом, пожалуй, все -- закругляюсь. Возможно, я еще вернусь к теме после того, как более плотно попользуюсь камерой.

No comments:

Post a Comment