Очередная капитанская лекция на тему "размер имеет значение".
Скажу сразу -- я полный лох в фотографировании, но, судя по комментариям в моей записи про NEX-3, есть люди, еще более безграмотные в этой области, чем я. Вот им данный материал и посвящается.
Площадь сенсора (светочувствительной матрицы) -- самый главный параметр в любом цифровом фотоаппарате.
Объясняю на пальцах почему это так.
Фотографирование это вообще история о захвате светового потока. Этот поток ловится сенсором фотоаппарата. Если забыть про диафрагму, то ключевой параметр процесса захвата светового потока есть выдержка, т.е. время, в течении которого матрица собирает этот поток.
Чем хуже условия освещенности во время съемки и чем меньше площадь сенсора, тем большую выдержку необходимо использовать для получения кадра.
Маленькая выдержка это очень хорошо.
Во-первых, маленькая выдержка позволяет снимать динамичные сцены. Если вы снимаете движущийся мимо вас автомобиль с выдержкой 1 секунда, то вместо этого авто вы получите мазню -- путь автомобиля в кадре, который он успел проделать за это время.
Во-вторых, маленькая выдержка спасает вас от "шевеленки". Шевеленка это крайне неэстетично выглядящие последствия дрожания рук во время съемки. Если у вас всегда под рукой штатив или вы просто йог третьего уровня, то вам конечно плевать на эту проблему, во всех остальных случаях она очень часто является причиной загубленных кадров, сделанных при не очень хорошем освещении.
Во-первых, маленькая выдержка позволяет снимать динамичные сцены. Если вы снимаете движущийся мимо вас автомобиль с выдержкой 1 секунда, то вместо этого авто вы получите мазню -- путь автомобиля в кадре, который он успел проделать за это время.
Во-вторых, маленькая выдержка спасает вас от "шевеленки". Шевеленка это крайне неэстетично выглядящие последствия дрожания рук во время съемки. Если у вас всегда под рукой штатив или вы просто йог третьего уровня, то вам конечно плевать на эту проблему, во всех остальных случаях она очень часто является причиной загубленных кадров, сделанных при не очень хорошем освещении.
Хрестоматийный пример "шевеленки" из личного архива. Выдержка 1/2. Кликабельно. Холст, масло, Samsung NV30.
Подавляющее большинство современных мыльниц обладает сенсорами диагональю 1/2.3" ("профи" мыльницы обладают матрицами всего лишь в два раза большей площади -- 1/1.7"). В цифрах получается так, что сенсор современной мыльницы примерно в десять (!) раз меньше по площади в сравнении с самой ходовой матрицей зеркалок стандарта APS-C. Соответственно, девайсы с кроп-фактором 1.5 имеют на порядок больший запас по скорости выдержки, а следовательно, получают все профиты от маленькой выдержки, включая качественную съемку в условиях низкой освещенности. Масштабы трагедии
Для тех, кто не умеет читать буквы. Посмотрите еще раз на картинку. На размер матрицы 15x22 (APS-C), и на размер обычной мыльницы, вроде 1/2.7". И подумайте о том, что фотографирование это процесс улавливания светового потока. Этим самым сенсором.
Ну и дополнительный профит от большого сенсора -- возможность получить маленькую глубину резкости (ГРИП).
Физическая природа этого, активно используемого, художественного эффекта такова, что размер матрицы самым прямым образом влияет на возможность получения "размытого фона". Делать снимки с маленьким ГРИП на мыльницах практически невозможно.
зы. Специально для @nameresu, любителя ночного фотографирования, поигрался ночью со своей беззеркалкой.
Использовал три режима съемки.
Первый -- приоритет диафрагмы в связке с самым максимальным ISO (кстати, автомат этот параметр не поднимает выше 1600). Выдержка в итоге получилась 1/8.
Второй -- режим супермена (или как там я писал выше? йога?). Приоритет выдержки, 1 секунда. Шевеленку пытался победить автоспуском через интервал времени, т.к. самый большой дерг в кадр вносит нажатие на кнопку. Если много фотографировать в таком режиме -- можно постичь дзен.
Третий -- специальный режим ночной съемки. Фотик сам делает последовательно 6 снимков при человеческой выдержке, а потом сшивает их в один. Сшивает довольно качественно. Я снимал улицу по которой постоянно ездили машины или ходили люди -- заметил, что когда в кадре было много движения, обработка результатов съемки в один кадр происходит заметно дольше. Результат съемки в этом режиме очень похож на результат съемки с большой выдержкой, только вот супермена при этом не надо из себя корчить.
Снимки можно посмотреть тут (EXIF прилагается), правда G+ ужал их до 3 мегапикселей.
No comments:
Post a Comment