24 February 2018

Как выбрать свою первую фотокамеру

Относительно недавно, после четырехлетнего перерыва, худеющий на хамоновой диете блогер Экслер выдал очередную часть своего фотопросветительского сериала, на этот раз посвященную весьма востребованной теме -- как выбрать себе камеру, если ты "чайник".

Худеющий блогер Экслер наверняка мнит себя великим гуру в фотографии, хотя все его материалы по теме буквально кричат понимающему читателю об обратном. Соответственно, его материал о выборе камеры получился довольно таки сомнительного качества и содержит ряд неоднозначных моментов. Ваш покорный слуга, вместо того, чтобы отвести душу на критике и указать маэстро где он конкретно не прав, в этот раз решил пойти по дороге созидания и написать свой материал аналогичной направленности...


Что нужно знать перед прочтением этого материала:

1. Сразу скажу, что я не великий специалист в области видео, соответственно значительная часть рассуждений ниже написана исходя из того, чтобы вы выбираете себе фотокамеру с прицелом, в первую очередь, на фотографирование, ну а съемка видео будет для вас лишь одной из дополнительных функций. С другой стороны, уровень съемки видео подавляющего большинства современных моделей более чем достаточен для того, чтобы удовлетворить бытовые запросы.

2. Я решил снабдить материал ссылками на магазин B&H Photo. Я хорошо осознаю, что ассортимент и цены на этом сайте могут ни фига не соответствовать реалиям вашего региона (тем более, по прошествии какого-то времени), однако я посчитал, что такие ориентиры все-таки лучше, чем вообще полное отсутствие оных.

3. При написании я исходил из того, что у читателя может быть околонулевой уровень в теме фотографии. Я не собирался писать очередной образовательный материал с разжевыванием базовых понятий, таких как "ISO" или "диафрагма" -- такого добра в Сети и без меня хватает. Ниже просто приведу тот минимум, который не помешает понимать при прочтении:

"Кроп-фактор" -- коэффициент, который показывает насколько матрица данного формата меньше, чем матрица полного формата. Соответственно, словом "кроп" называют любую камеру, с матрицей меньше, чем полный кадр.

"Стекло", "линза" -- жаргонное название объективов.

Эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) -- фокусное расстояние объектива, приведенное к полному кадру.

"Фикс" -- объектив с фиксированным фокусным расстояниям. Соответственно, "зум" -- с переменным.

"Тушка" -- жаргонное название камеры без сменного объектива, которая позволяет их использовать.

"Кит" -- тушка плюс объектив, продающиеся в наборе. Словом "кит" также называют объектив, продающийся в такого рода наборах.

"Зеркалка" -- одна из разновидностей камер, камера с зеркалом внутри. "Беззеркалка" -- догадайтесь сами.

Довольно предисловий, поехали!


Камеры с несменным объективом

Начать, наверное, стоит с главного вопроса. Еще лет 10 назад этот вопрос выглядел бы по меньшей мере странно. "Для чего нужно покупать фотоаппарат?" -- согласитесь, звучит риторически. 
Реалии дня сегодняшнего трансформировали этот вопрос следующим образом: "Зачем мне покупать фотоаппарат, если у меня есть смартфон с отличной камерой?"
Если отвечать совсем кратко, то для получения фотографий существенно более высокого качества. Если же вы желаете получить более развернутый ответ, то советую ознакомиться вот с этим моим материалом.  

Итак, считаем, что вы уже решились на приобретение фотоаппарата. 


Мой самый первый совет -- не покупайте откровенную халтуру. Современные смартфоны подняли планку качества фото довольно высоко, поэтому для того, чтобы получить сверх этого какие-то осязаемые преимущества, нужно выбирать камеру соответствующего класса -- дешевой мыльницей, которые народ с удовольствием разгребал лет десять назад, тут никак не отделаешься. Понятно, что при покупке первой камеры очень часто возникает естественное желание сэкономить (особенно, когда не сильно понятно, какие качества фотоаппарата будут принесены в угоду этой экономии), дык тут очень важно не выплеснуть ребенка вместе с водой. Желающему погрузиться в прекрасный мир вин, вряд ли кто-то посоветует покупать какой-то копеечный шмурдяк в темной подворотне. 
Взятый в руки фотоаппарат должен вызывать позитивный отклик. Часто бывает, что один только этот факт может выступать драйвером вашего вдохновения, жгучего желания пойти и сделать какое-то количество новых кадров. Поэтому даже самая первая камера должна в ваших глазах обладать значительным потенциалом, вызывать теплые чувства и как минимум быть отзывчивой и быстрой. 
Не покупайте барахло, обязательно прислушайтесь к своим чувствам при знакомстве с потенциальными кандидатами.

Следующий момент -- размер имеет значение. В том смысле, что чем меньше, тем лучше.
Посмотрите на ваш смартфон -- главная ценность встроенной в него камеры заключается в том, что она всегда с вами.
Самое большое количество упущенных в жизни кадров случается по совершенно банальной причине -- с вами не было вашей камеры. Она осталась дома. Именно поэтому размер так важен. И я пишу сейчас не о столь популярных суждениях, вот мол какие "зеркалки" большие, а "беззеркалки" маленькие. Я ставлю вопрос намного более жестко -- или камеру можно закинуть практически в любой карман вашей одежды (точно так же, как ваш смартфон) или она большая. В этом смысле, никакой разницы в габаритах между "зеркалками" и "беззеркалками" не существует, так как и те, и другие, к сожалению, в карман не пристроишь. (На самом деле, я выделяю еще одну категорию габаритов -- "танки", это когда тушка с объективом в сумме тянут за два килограмма, но я не думаю, что это тот случай, который интересно обсуждать в контексте самой первой камеры).


Если ваша первая камера будет карманной и вы все-таки последуете моему совету, и не будете покупать откровенный хлам, то есть очень высокая вероятность, что эта камера будет вам полезна долгие годы, даже после приобретения какой-нибудь "большой" камеры со сменными объективами. Надеюсь, понятно почему.

Выбор хорошей карманной камеры сегодня практически весь сводится к выбору в категории продвинутых компактов с матрицей размера 1". Я бы советовал, в первую очередь, выбирать из семейства Sony RX100, которое представлено на рынке в довольно широком ценовом сегменте, от камеры первого поколения (цена вопроса $450) до камеры последнего, пятого поколения ($950 соответственно).
Если с финансами туго, можно смело брать самый простой вариант. По меркам дня сегодняшнего это все еще хороший вариант для начинающего фотографа, даже не смотря на то, что на рынке эта модель появилась в далеком 2012-м году.


Возможная альтернатива компактам Sony -- Canon G7 X mark II (цена $680). На mark I даже не смотрите, как бы вам не хотелось сэкономить. Кстати, все фотоаппараты этого класса построены на сенсорах производства Sony, это просто чтобы вы понимали, кто в доме хозяин.

Еще один вариант, который хотелось бы упомянуть в контексте камер с несменными объективами это Panasonic LX100 ($650). Эту камеру вряд ли назовешь "карманной", но, тем не менее, это интересная альтернатива беззеркальным камерам с китовым объективом. Главный вопрос -- хватит ли вам возможностей объектива, который идет в LX100, или через какое-то время вас потянет налево, в сторону беззеркалок, и тогда есть риск, что камера от Panasonic будет собирать пыль на полке.


Закрывая тему камер со встроенными объективами, напишу о том, чего покупать точно не стоит
Первое -- вряд ли стоит рассматривать камеры с матрицей меньше, чем 1". 
Второе -- сто раз подумайте перед тем, как брать камеру с зумом высокой кратности (т.н. power zoom камеры). Физику не обманешь. Если выбранная камера компактна, то очевидно, что компромисс достигается исключительно за счет качества оптики. На противоположной стороне камер этого класса находятся большие и дорогие монстры, типа Sony RX10 ($1700 за камеру четвертого поколения), которых лично я не готов советовать в качестве первой камеры. 


Камеры со сменными объективами

Теперь что касается камер со сменной оптикой.

Самое главное, что нужно понимать -- выбирая такую камеру, вы одновременно выбираете "систему" и, соответственно, есть высокая вероятность, что вам придется много-много лет жить с этой системой и регулярно инвестировать в нее деньги. Да, это очень похоже на брак, если кому-то в голову пришла такая аналогия.

Важнейшая характеристика "системы" это линейка объективов. В идеале, их должно быть бесконечно много и они должны стоить вменяемых денег.

Доступность объективов под вашу систему сложно переоценить.
Приведу пример из личного опыта. Моей первой камерой в далеком 2011-м году была Sony NEX-3 с "китом" 18-55 (кстати, саму тушку, пожалуй, можно было бы посоветовать начинающему фотографу даже сегодня). Я очень быстро это дело распробовал и конкретно подсел на тему фотографирования. Однажды, с целью расширения кругозора, я взял у знакомого на погонять кроп зеркалку с фикс-объективом. Разница в качестве снимков по сравнению с моим "китом" оказалась столь драматической, что мой NEX-3 больше не хотелось брать в руки. Я страстно желал купить себе хорошие фикс-объективы, но в тот момент для беззеркальной системы Sony их просто не было! Итого -- камеру я купил в июле, а уже в сентябре я отчетливо понимал, что мне нужно менять выбранную систему...

Выбор объективов решает и именно поэтому я, в отличии от Экслера, категорически не советую рассматривать беззеркалки Canon. С 2012-го года под эту систему было выпущено аж целых семь объективов, при этом только один из них не стыдно взять в руки.
Практически для всех беззекралок в природе существуют т.н. "адаптеры", которые позволяют использовать неродную для системы оптику, но я бы не советовал сильно полагаться на такие решения (хотя бы потому, что работать они будут гарантировано хуже родных стекол).

Также я не советую покупать зеркалку в качестве первой камеры. У этих камер ДНК динозавров из середины прошлого века. Они, как то молоко в известном фильме, "не синхронизированы с эволюцией".


Какие проблемы я вижу с этим классом камер.

Первое -- режим фотографирования "по экрану" (live view) для них является вторичным и, соответственно, работает на большинстве моделей довольно таки посредственно (если что, я держал в руках камеры Canon с технологией Dual Pixel). Кадрирование с помощью видоискателя я считаю дикой архаикой, которая сохранилась, с одной стороны, в силу инертности мышления ("так еще деды снимали!"), а с другой, из-за определенных технических ограничений современных экранов (они все еще не могут похвастаться хорошей картинкой на ярком солнце). В случае зеркалок, проблема съемки через видоискатель имеет дополнительные сложности. Во-первых, видоискатель там оптический, а это значит, что вы не видите тот результат, который вы получите на снимке. Во-вторых, качественный видоискатель (большой, светлый, с полным покрытием кадра) это технически сложная штука, поэтому ставят такие исключительно в топовые модели камер, а все остальные снабжаются довольно таки унылыми решениями, которыми вам придется пользоваться постоянно (т.к. нет возможности удобно фотографировать в режиме "live view").

Второе -- зеркалки использует крайне архаичный способ автоматического наведения на фокус с помощью отдельно стоящей платы фазовых датчиков. Это довольно быстрый способ, но он наделен целым рядом проблем. Фокусироваться можно только в конкретных точках кадра, которые "покрыты" такими датчиками (а покрытие обычно далеко не полное, тем более, в моделях начального и среднего класса). В силу своей природы фазовая фокусировка может давать сбои и ложные срабатывания. Также фазовая фокусировка предрасположена к значительным погрешностям при наведении на резкость, так как фокусирование происходит на плоскости, отличной от плоскости матрицы -- малейшая неточность в установке платы с датчиками и камера начинает болеть серьезными проблемами автофокуса. Отдельный геморрой с объективами -- зачастую каждый из них нужно подстраивать под конкретно вашу камеру, т.н. процедура "юстировки", которую в некоторых случаях можно качественно выполнить только в условиях специализированного сервисного центра.

Третье -- собственно зеркало. Это дополнительный механический элемент, который подвержен износу и влияет на долговечность устройства в целом. Кроме того, обычно зеркало издает довольно таки громкий звук при съемке, а также служит источником вибраций, которые могут влиять на качество кадров.

И последнее. Долгое время многие поклонники "зеркалок" использовали аргумент о том, что для них есть огромный выбор объективов. С одной стороны это так. С другой стороны, этот аргумент сегодня не слишком хорошо работает. Во-первых, существуют беззеркальные системы, которые имеют вполне конкурентную линейку объективов. Во-вторых, все эти большие линейки стекол для зеркалок на добрую половину состоят из объективов, разработанных много лет назад, еще в пленочную и раннюю цифровую эпоху. Характеристики таких объективов по меркам дня сегодняшнего выглядят не сильно впечатляющими. И в-третьих, подавляющее большинство объективов для зеркалок Nikon и Canon разработано с прицелом на полный кадр. В контексте кроп камер это означает большие, тяжелые и дорогие объективы с не самым удобным набором фокусных расстояний.

Дополнительно по теме "зеркалки vs беззеркалки" можно почитать, например, вот этот материал .

А я еще раз повторюсь -- шагайте в ногу с прогрессом, в сторону зеркалок даже не смотрите!


Теперь, что касается выбора первого объектива к вашей камере.

Очевидная опция тут это "кит" -- зум-объектив, который вам продадут в комплекте с камерой за какую-то условную сумму порядка $50-$100. Объективы эти, мягко говоря, не самого выдающегося качества. А попросту говоря -- полное гавно. Снимать на такой объектив хочется ровно до того момента, пока хоть раз в жизни не попробуешь поснимать на что-то классом выше. Т.е. вопрос отказа от "кита" это лишь вопрос времени.
В свете этих соображений, я бы советовал сразу рассмотреть покупку фикс-объектива и не тратить деньги (пусть даже и небольшие) на покупку "кита". Я бы советовал именно фикс-объектив, а не зум, потому что именно этот тип объектива позволяет выжать максимальное качество картинки из вашей камеры.

Какой фикс-объектив выбрать в качестве первого? Я бы советовал выбирать что-то из диапазона 28-50 мм ЭФР (т.е. в диапазоне от широкого до нормального угла). Идеальный вариант это 35 мм ЭФР -- универсальное фокусное, именно его я бы выбрал, если бы мне приставили к голове пистолет и сказали выбрать только одно фокусное, на которое я буду снимать до конца своих дней.
Не соблазняйтесь дешевизной "полтинников" (50 мм f/1.8), которые есть практически в любой системе -- это нормальный старт для полнокадровой камеры, но вот на кропе это довольно таки специфическое фокусное, с которым, например, не сильно поснимаешь в наших квартирах.
Покупка фикса обойдется вам в сумму порядка $200-$500. Да, цифра вполне сравнима с суммой, которую придется выложить за тушку, но не даром опытные фотографы делятся с миром следующей мудростью: покупай на все деньги объективы, а тушку покупай на сдачу.

Аргументы в пользу покупки фикса -- максимальное качество картинки, небольшие габариты и вес относительно зум-объективов. Аргумент против -- цена. А еще можно не угадать с фокусным, оно окажется для вас неудобным.

Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению современных беззеркальных систем, которые можно посоветовать начинающему фотографу.

Беззеркальная система Sony (E-mount). На мой взгляд, сегодня Sony безусловный лидер в технологиях цифровой фотографии и именно видение этой компании будет определять ландшафт этого направления в ближайшие годы (Sony A9 -- самая совершенная беззеркальная камера наших дней). С объективами под систему я бы охарактеризовал ситуацию как более-менее терпимую. Она получше с полным кадром (это приоритетное направление для компании), похуже с кропом. Потенциальная возможность в определенным момент смигрировать с кропа на полный кадр, безусловно, сильная сторона системы.

Какую тушку выбрать? Sony a6000, цена вопроса -- $600. Достаточно старая модель, но это модель верхнего класса и она до сих пор более чем актуальна. (Кстати, в случае камер это почти всегда оптимальная стратегия -- лучше за ту же сумму купить флагманскую модель N летней давности, чем современную начального уровня).


Фикс-объективы для системы Sony, которые стоит рассмотреть в первую очередь: Sigma 19mm f/2.8 (цена $200), Sigma 30mm f/2.8 (цена $200), Sigma 30mm f/1.4 (цена $340), Sony E 35mm f/1.8 (цена $400) -- эти объективы будут работать только на кропе. Из тех, которые можно будет использовать и на полном кадре, я бы посоветовал Sony FE 28mm f/2 (цена $420).

Следующая система -- Micro Four Thirds aka MFT. Древнейшая и очень зрелая система, представленная решениями от Olympus и Pansonic. С ассортиментом камер и объективов тут все просто отлично, есть выбор на любой вкус. Единственный негативный момент, который я бы все-таки отметил -- качество изображения все-таки несколько уступает решениям с кропом 1.5 просто в силу законов физики.

Что выбрать из камер? Olympus OM-D E-M10 Mark II (цена вопроса -- $450).


Возможные варианты фикс-объективов: Panasonic Lumix G 25mm f/1.7 ($150), Panasonic Lumix G 20mm f/1.7 II ($270), Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 ($400), Sigma 16mm f/1.4 DC DN ($450), Olympus M.Zuiko Digital 17mm f/1.8 ($500).

И последняя система -- это Fujifilm (X-mount). У Fuji свой, довольно специфический взгляд на фотографию. У камер этого производителя особый дизайн и управление, а сенсоры не используют стандартную для индустрии матрицу Байера. Fuji изо всех сил старается работать так, что рядом с ее продуктами нет-нет да и проскакивало слово "premium". Система обладает развитой линейкой объективов.

Какую взять тушку? Fujifilm X-T1 (цена вопроса -- $600). Модель отнюдь не новая, но из верхнего класса, с большим запасом прочности.


Из фикс объективов: Fujifilm XF 35mm f/2 R WR ($400), Fujifilm XF 23mm f/2 R WR ($450).

В случае Fuji можно еще посоветовать кит с очень достойным объективом в комплекте Fujifilm X-T20 + 18-55 (цена $1200).

Итого, за тушку плюс более-менее приличный объектив, придется выложить сумму порядка тысячи долларов. Это сравнимо со стоимостью топового смартфона от производителей А-класса, но при этом моральное устаревание такого комплекта будет происходить существенно медленнее, а многие объективы, с течением времени, вообще склонны к подорожанию.

И самый последний момент, о котором все-таки стоит написать пару строк -- приобретение б/у техники. На вторичном рынке есть большое число предложений по весьма заманчивым ценам (особенно это касается зеркалок, которые люди продают с объяснениями типа "за ненадобностью"), однако я бы не советовал самостоятельно идти по этой дорожке, пока вы не наберетесь достаточно опыта. Одна из главных проблем здесь -- качество объективов, применительно к которым всегда будет актуально выражение "удачный экземпляр". Пока вы не будете достаточно опытны, чтобы самостоятельно отличить этот самый удачный экземпляр объектива от объектива проблемного, рисковать точно не стоит.

На этом все, хороших вам снимков!



No comments:

Post a Comment