14 May 2021

Обзор объектива Viltrox AF 24mm f/1.8 для Sony FE

Объективов много не бывает. Даже если ними завалена вся ваша квартира и вы вынуждены хотя бы раз в месяц протирать с них пыль, дабы избегать укоризненного взгляда супруги "ну ты же говорил, что они тебе все очень нужны". 
После перехода на полный кадр год назад, я успел обзавестись лишь парочкой от Sony -- 35 мм f/1.8 и 85 мм f/1.8, поэтому в этом вопросе у меня были открыты большие возможности: пыль вытирать я пока не замахался, да и покупка нового "стекла" это всегда масса эмоций, перед получением которых столь же трудно устоять, как наркоману перед очередной дозой. 

В итоге я взял себе Viltrox AF 24mm f/1.8. 

Почему именно фикс это понятно. Но почему именно 24 мм? 

Ну, во-первых, потому что с какого-то момента я стал находить определенное очарование в портретах, которые сняты на широкий угол и с маленькой глубиной резкости. Это такое, достаточно нетипичное сочетание, потому что маленькая глубина резкости это обычно атрибут нормальных и длиннофокусных объективов. Даже на полном кадре маленькую ГРИП на 24 мм получить очень не просто, поэтому фикс нужен максимально светосильный и многочисленные стекла с f/2.8 тут не сильно подходят. 

Пример портрета на 24 мм. Тут, правда, кроп: Sony 6500 + Sigma 16 мм f/1.4 на открытой.
Кстати, Sigma эта, как по мне, очень интересное стекло. Некоторые ради него, даже тушку покупают. 

Во-вторых, такой широкоугольник позволит себя чувствовать намного более комфортно в тур-поездках. В случаях, когда у меня хватит терпения тащить с собой взрослую камеру, вместо малютки RX100 IV.  
Да, про поездки очень смешно писать весной 21-го года, но, блин, рано или поздно вся эта история с пандемией должна же закончиться.  
Таскать с собой RX100 намного более соблазнительно с точки зрения "таскать", но вот с точки зрения "снимать" после полного кадра что-то как-то не сильно вдохновляет.  
Проанализировав несколько поездок, которые я снимал на объектив 24-70 мм ЭФР компакта, я видел, что два трети снимков делаются в первой трети фокусных расстояний (т.е. где-то в районе 24-40 мм). С учетом того, что кроп режим на полном кадре для 24 мм это 35 мм, получаются как раз самые востребованные в поездках фокусные.  

И в-третьих, хотелось лично познакомиться с продукцией фирмы Viltrox.
PR отдел этих китайцев отрабатывает свой хлеб на все 100%, высылая образцы объективов по всему миру практически всем мало-мальски значимым людям, которые регулярно производят контент по фото тематике. Поэтому в наши дни увлекаться фотографией и ни разу не слышать про Viltrox практически невозможно. А с учетом того, что опыт этот можно было получить за смешные (по меркам индустрии) деньги, и с учетом того, что это история про наркомана и очередную дозу... Короче, вы поняли. 


Технические характеристики 

Ну что ш, приступим к вскрытию. Постараюсь поделиться своими впечатлениями от работы с объективом, избегая того, что уже и так хорошо известно из десятков других обзоров в Сети. Наверное, в качестве отправной точки посоветую прочитать обзор объектива на сайте Радожива, а на мой текст тогда уже можно смотреть как на его логическое продолжение.  
И еще отмечу, что я, в первую очередь, буду сравнивать Viltrox с Sony 35 мм f/1.8, который я успел довольно плотно изучить за год. 

Сосед по парадной.
Sony A7 III + Vitrox 24 f/1.8. Обработка в Lightroom 

Начну с автофокуса, пожалуй, главного пункта, который вызывает беспокойство в случае не родных объективов. Тут мои выводы таковы: автофокус работает хорошо, но не так идеально, как у родных объективов Sony. Быстро, тихо, но вот в плане точности бывают вопросы. Если фокусироваться в режиме AF-S на статичные объекты, то от родных объективов не отличишь. Но если включить следящий автофокус (который без проблем работает и по глазам), то наблюдается некоторая погрешность, которой практически полностью лишены родные стекла. С учетом того, что речь идет о широкоугольнике c f/1.8 и о 24-х мегапиксельной матрице, то я бы сказал, что такую работу автофокуса вполне себе можно считать удовлетворительной, не вижу я в этом проблемы. Но вот если автофокус точно так же работает на каком-нибудь Viltrox 85 f/1.8, то тут я был бы более осторожен в своей оценке...
Еще одна проблема при работе в режиме AF-C -- фокусировка вне центральной зоны кадра при закрытых диафрагмах. Иногда, даже в условиях идеального освещения и наведения на хорошо контрастные объекты, камера не "видит" подтверждение фокуса и тупо не дает по несколько секунд нажать на кнопку спуска. 

Едем дальше. Виньетирование. На открытой оно есть и довольно сильное. Впрочем, как и у 99% всех полнокадровых объективов под FE-mount. И у светосильных объективов под другие FF системы тоже. С закрытием диафрагмы убывает с хорошей скоростью (не так, как у 35 мм f/1.8, который не очень хорошо себя ведет в этом плане). 

Sony A7 III + Vitrox 24 f/1.8. Обработка в Lightroom

Дисторсия у объектива достаточно сильная, причем имеет сложную форму, это не просто "бочка", свойственная широкоугольникам. Хорошая новость тут заключается в том, что существуют профили для Lightroom, которые позволяет легко избавиться от этой проблемы. Видел мнение, что объектив имеет некий запас по углу зрения, и, возможно, это было сделано специально для того, чтобы получить аккурат 24 мм уже после коррекции.  

Самый субъективный момент -- рисунок. Могу сказать, что моя пара объективов Sony далеко не идеал в этом плане, а вот Viltrox тут неожиданно порадовал.
Во-первых, каким-то образом китайцам удалось серьезно минимизировать эффект "кошачьих глаз" на открытых в углах кадра (меня это удивило, т.к. я всегда считал, что этот оптический дефект есть прямое следствие механического виньетирования).
Во-вторых, кружки нерезкости даже в самых не благоприятных условиях (т.е. в углах кадра при фокусировке на дальние дистанции) достаточно устойчивы к появлению жесткого контура вокруг них.
Понятно, что благородный рисунок это не то, чего ждут от такого широкоугольного объектива, но лично я в этом плане был приятно удивлен. 

Боке в углу кадра, Sony 35 мм f/1.8 при f/2.2

Минимальная дистанция фокусировки объектива -- 30 см, что трудно назвать выдающейся цифрой... 

Ну и самое интересное я оставил на закуску -- резкость. 

Перед тем, как обсуждать эту тему, хочется напомнить про два важных момента, про которые часто забывают. 

Первое -- искривленное поле фокуса (aka field curvature). Это история о том, что при съемке мишени резкость в любой точке кадра можно измерять при фокусировке на центр, а можно, при фокусировке именно в этой точке. И чем сильнее отличаются эти результаты друг от друга по всей площади кадра, тем сильнее объектив страдает из-за того, что зона резкости по своей форме не соответствует идеально плоской поверхности сенсора. Некоторые гуру в области фототехники (навроде легендарного Роджера Цикала с lensrentals.com) советуют тщательно изучить field curvature для всех активно используемых объективов и использовать ее себе во благо. Но вот мой, крайне болезненный, личный опыт говорит, что не все так просто. В свое время я столкнулся с объективом Distagon 24 mm f/2, который имеет совершенно неприличное искривление поля резкости вплоть до того, что на моей кропнутой камере я не мог его полностью компенсировать даже на диафрагме f/8 при фокусировке на бесконечность (и это при том, что дифракционных предел для кропнутой матрицы 24 мегапикселя находится где-то в районе f/5.6). 

Так выглядит 3d визуализация  field curvature для, очевидно, не самого удачного объектива

Второе -- нужно всегда иметь ввиду неидеальность процессов производства объективов и вариативность каждого конкретного экземпляра.
"Неудачный экземпляр" -- весьма распространенная проблема при покупке нового объектива и я, на собственных синяках и шишках, вынужден был учиться искусству отсеивания проблемных экземпляров буквально с первых же шагов в фотографии. Главный признак криво собранного объектива -- ярко выраженная асимметрия в резкости и тут уже каждый решает для себя сам, насколько сильной должен быть эта разница, чтобы считать ее неприемлемой. 

Обычно отклонение линзы даже не десятую долю миллиметра вносит существенные изменения в формируемое ей изображение... Удачи на производстве! 

Стоит отметить, что даже в наши дни и даже для объективов топового класса не идеальное позиционирование линз при производстве может быть невероятно острой проблемой. К примеру, печально известен такого рода проблемами объектив Zeiss 35 мм f/1.4 для FE-mount, про который те же lensrentals.com писали следующее: "None of the 10 copies we tested had even corners. And I’ll editorialize and say that none of the dozens we’ve tested on Imatest had even corners either. If you use this lens for centered objects, you’ll be happy. If you want 4 sharp corners, it’s not likely to happen unless your standards for equal sharpness are pretty low"

Что касается Viltrox, то еще до покупки я знал, что имею весьма не нулевые шансы нарваться на экземпляр с неприлично высокой асимметрией. На разную резкость в углах обращали внимание некоторые блогеры в своих обзорах на youtube'е, а кроме этого, я обратил внимание на проблему с экземпляром, который был на тестировании у "Радоживы", внимательно изучив любезно предоставленные полноразмеры. 

Мое сравнение резкости в левом и правом нижних углах кадра для снимка из обзора на "Радоживе"

Короче, когда я пришел на почту забирать свой объектив, я был с активированным режимом параноика и мишенью формата A3 в рюкзаке за спиной. (Обычно хватает мишени на A4, но тут речь идет об очень широком угле и не самой выдающейся МДФ). 

Мне не повезло. Съемка мишени практически сразу показала, что объектив сильно мылит на правую сторону, причем от проблемы невозможно избавиться даже закрывая диафрагму до f/5.6. Я реально был уже в одном шаге от того, чтобы развернуться и уйти без объектива, но что-то меня удержало от этого и, в итоге, объектив я все-таки взял, раздираемый на части червями сомнений.  

Облегчение я испытал буквально через несколько минут, когда вышел на улицу и стал снимать что-то покрупнее листа с мишенью. Тут-то и выяснилось, что при фокусировке хотя бы на метр, вполне реально получить практически идеальную резкость даже на f/4. 

Sony A7 III + Vitrox 24 f/1.8. Снимок обработан в Lightroom 

Выводы по резкости для своего (весьма удачного) экземпляра могу сделать такие. 

На открытой объектив дает более чем достаточную резкость для съемки портретов практически по всей площади кадра, заметно проседая только на самой периферии. Загонять лицо на таком широком угле в самые края кадра никто не будет из-за сильных искажений самого фокусного, поэтому для таких сюжетов открытую диафрагму можно считать уверенно рабочей. 

Если же говорить о сюжетах, когда хочется получить резкость по всему кадру, то тут мои тесты при фокусировке на бесконечность показали следующее. На f/1.8 резкость и контраст в центре кадра хорошие, ближе к краям картинку портят хроматические аберрации из-за которых изображение кажется как будто в дымке, заметно страдает контраст. Прикрытие диафрагмы хорошо помогает против ХА и уже на f/2.8 плохую резкость и не идеальный контраст показывают только области экстремальных углов. На f/4 углы заметно улучшаются и уже практически весь кадр показывает хорошую резкость. На f/5.6 ХА почти полностью уходят, весь кадр резкий, правда, начинает чуть просаживаться резкость в самом центре кадра и края начинают его даже опережать. 
Field curvature на таких сюжетах себя проявляет слабо, главным препятствием на пути к идеальной картинке можно считать только ХА. 

Что касается лобового сравнения с FE 35 мм f/1.8... 

Viltrox 24 mm f/1.8 vs Sony 35 mm f/1.8 на открытых, общий вид кадра

На открытой Viltrox дает заметно более высокий контраст и Sony не может с ним тягаться на равных, даже если диафрагму закрыть до f/2.8. На мой взгляд, такое поведение однозначно показывает класс объектива, лично я очень ценю такой зверский контраст из коробки, это минимизирует время на обработку снимка и придает изображению дополнительный объем. Кстати, повышенным контрастом славятся многие Zeiss объективы.  
В плане резкости (в центральной зоне), я бы сказал, что наблюдается паритет, хотя Sony тут заметнее прибавляет с закрытием диафрагмы и на значениях типа f/2.8 картинка просто "звенит".  


Viltrox 24 mm f/1.8 vs Sony 35 mm f/1.8 на открытых, кроп с центра кадра

Если же говорить о сравнении резкости по всему кадру при фокусировки на бесконечность и прикрытии диафрагмы, то я бы сказал, что тут наблюдается некоторый паритет. Sony 35 мм однозначно резче в центре кадра, но периферию кадра разрешает лучше Viltrox. 

Выводы 

Начну с выводов по фокусному. 

Я часто сталкивался с мнением, что использование таких широкоугольников это своего рода cheating, "потому что в кадр все помещается". Лично я нахожу 24 мм достаточно специфичной штукой и в своих унылых повседневностях я крайне редко сталкиваюсь с настолько эпичными сюжетами, что для них реально нужен такой вот широченный охват. Плюс мне очень сложно "находить" кадр из-за того, что угол зрения объектива сильно отличается от того, что видят глаза. Особую трудность доставляют объекты, которые пытаешься подобрать для интересного заднего плана, т.к. все кандидаты на эту роль в видоискателе постоянно оказываются слишком маленькими, чтобы уравновесить происходящее на переднем плане. 
И даже в квартире снимать на такой широкий угол совсем не тянет, для 35 мм всегда хватает места, чтобы развернуться... 

Подумалось, что моя нелюбовь к съемке на смартфон, не в последнюю очередь, связана с тем, что там основная камера это почти всегда такой вот бестолковый широкоугольник с фокусными в районе 23-26 мм, а я обычно сюжеты "вижу" и ощущаю где-то в районе горячо любимых мною 35 мм. 

С другой стороны, на полном кадре под рукой всегда есть возможность включить кроп режим, который как раз и дает универсальные 35 мм, а наличие широкого угла 24 мм позволяет охватить намного более широкий спектр сюжетов. В общем, как ни крути, получается весьма универсальное решение. Да и с точки зрения практики очень полезно периодически менять фиксы, чтобы совсем уж не зацикливаться на единственном фокусном. 

Sony A7 III + Vitrox 24 f/1.8. Снимок обработан в Lightroom

Теперь что касается выводов непосредственно по Viltrox. 

Хоть и снимал я на полный кадр, но использование на кроп камерах все время держал в уме. 
Во-первых, потому что на кропе такой объектив дает супер универсальные и супер востребованные 35 мм ЭФР.
А во-вторых, как человек, который несколько лет назад как раз был вынужден использовать на кроп камере полнокадровый объектив (тот самый Distagon 24 мм f/2). 
Ситуация с получением заветных 35 мм ЭФР на кропе в E-mount, на самом деле, не самая простая. Все "темные" варианты я сразу отметаю, на кропе фикс должен быть хотя бы f/2, чтобы и ГРИП маленькую получать и не задирать лишний раз ISO. Из светосильных фиксов выбирать приходится из полнокадровых Batis 25 мм f/2 (дорогой и, мягко говоря, не идеальный оптически) и Sony GM 24 мм f/1.4 (просто очень дорогой). Самый логичный вариант -- старенький Zeiss Sonnar 24 мм f/1.8 для кропа, но тут тоже имеет место быть нереально кусачий ценник, да и по оптической части это стекло, лично на меня, впечатление не производит.
В общем, если говорить про родные стекла от Sony, то выходит, что минимум $1000 за объектив вынь да положь.
И остаются только варианты от Viltrox. Чисто для кропа можно взять Viltrox AF 23mm f/1.4. Более дешевый, легкий и светосильный, чем сабж. Ну либо смотреть уже на героя этого обзора, это если с перспективой на полный кадр. 
Могу сказать, что если бы во времена, когда я вынужден был брать себе Distagon 24 мм f/2 для кропнутой A77M2, у меня была бы альтернатива в лице такого вот объектива от Viltrox, я бы просто прыгал бы от счастья (и может быть даже и не перешел бы на полный кадр)...
Единственный нюанс, который я вижу в случае кропа -- автофокус. Говорят, что для старых тушек, где нет фазовых датчиков на сенсоре, работать он может из рук вон плохо. 

С полным кадром ситуация плюс-минус аналогичная. 
Варианты f/2.8 от Samyang и Tamron, как по мне, не сильно интересные. И вообще, это немного другая лига. 
Есть Sigma 24 мм f/1.4, не плохая оптически, с разумным ценником (чуть меньше $1k), но это объектив из DSLR эпохи и, в целом, вариант не сильно интересный из-за неприличного веса и гигантских размеров. Сильно на любителя.  
Есть новенькая Sony 24 мм f/2.8 за $600. 
И есть очень крутая Sony GM 24 f/1.4 за $1300. 
А в середине тот самый Batis 25 мм f/2, который слова доброго не стоит. 
Думаю, что если бы сегодня Sony решила бы выпускать объектив класса 24 мм f/1.8, то это было бы что-то, похожее на 20 мм f/1.8, с ценником в районе $1k, как раз между двух своих существующих объективов в линейке. Да, скорее всего, этот объектив был бы чуть порезче на открытых, чем Viltrox, ну и автофокус бы там работал прям идеально...

Sony A7 III + Vitrox 24 f/1.8. Снимок обработан в Lightroom

Но по итогу все решает цена. При ценнике в $400 к объективу Viltrox 24 мм f/1.8 у меня вообще нет никаких вопросов. Соотношение качество/цена тут вне всякой конкуренции.
Главное, чтобы теперь не сдох и не заглючил. Тьфу-тьфу три раза. 

Ну а если хочется более компактный вариант в ущерб светосиле -- есть Sony 24 мм f/2.8. 
Хочется ультимативный вариант -- Sony GM ждет вас! 
Что-то со сравнимым бюджетом от Sony? Тогда старенький 28 мм f/2. Оптически он звезд с неба точно не хватает, зато очень легкий и компактный. Я этот вариант не рассматривал, т.к. имея на хозяйстве 35 мм, брать к нему 28 мм особого смысла не вижу. Ну и надо понимать, что Viltrox на треть стопа светлее, а 24 мм все-таки поуниверсальнее будут и 28 мм с них завсегда можно получить путем незначительного кропа. 

Как по мне, именно наличие таких вот альтернатив от сторонних производителей и делает текущую систему Sony максимально привлекательной для всех, кто увлекается фотографией... 


зы. Пара забавных фактов про объектив. 
Забавный факт номер один. Байонет объектива содержит USB порт для обновления прошивки. Так вот, самое прикольное, что после подключения к ПК "стекло" видится как накопитель, а процедура обновления прошивки, это фактически копирование файла с ней с жесткого диска на это устройство.
Забавный факт номер два -- на полностью открытой f/1.8 объектив все равно держит диафрагму чуть прикрытой. Т.е. фактически можно говорить о светосиле минимум f/1.6, которую просто искусственно решили ограничить. Возможно, что это ограничение можно будет когда-то снять программным способом. 


No comments:

Post a Comment