12 October 2017

Sony RX100 IV: впечатления от апгрейда

За несколько лет эксплуатации камеры Sony RX100 первого поколения у меня, по большому счету, накопилось к ней ровно две претензии.



Первая -- быстродействие. По меркам классических Point & Shoot камер, RX100 обладает завидными скоростными характеристиками, но я то знаю, как на самом деле должна работать действительно быстрая камера (навроде Sony A77M2). Если не использовать предварительную фокусировку, то лаг между нажатием на кнопку и моментом фактической съемки у RX100 может доходить до трети секунды и такого рода задержки меня основательно бесили. Еще один недостаток из этой же серии -- некий ступор камеры в момент непосредственно съемки, который лишает фотографа возможность получить много кадров в очень короткий промежуток времени. 

Вторая проблема -- качество объектива на фокусных за нормальным углом. В свое время возможность использовать 100 мм (пусть даже и при f/4.9) была одной из причин, из-за которых я выбрал камеру именно первого поколения, а не что-то поновее. К большому сожалению, на практике съемка на фокусных за нормальным углом особой радости не доставляла -- объектив становился слишком темным, а качество картинки существенно падало (страдали и контраст, и резкость). 


Поэтому когда у меня появилась возможность поменять камеру на RX100 IV я решил ей воспользоваться, в первую очередь для того, чтобы избавиться от описанных выше недостатков. Могу сразу сказать, что в этом смысле новая камера оправдала себя на все 100%.   
У меня не осталось никаких вопросов по быстродействию -- новая камера реально очень быстрая и стиль съемки теперь можно использовать точно такой же, какой я выработал на моей большой камере. Без всяких компромиссов. 

С объективом ситуация несколько сложнее, ну просто потому, что с переходом на новую камеру пропал весьма полезный диапазон 70-100 мм, который был доступен раньше, но не блистал при этом особым качеством. Понятно, что на рынке есть примеры, когда для 1" сенсора делают объектив 100 мм на длинном конце и с дыркой f/2.8 (да, я про Canon G7 X), но чудес не бывает и компромисс достигается за счет весьма серьезных проблем с качеством изображения на широком угле. Судя по тому, что Sony не меняет свой объектив 24-70 уже на протяжении трех поколений, у них получилось действительно сбалансированное решение, которое трудно заменить на нечто безкомпромиссно лучшее. 

На мой взгляд, объектив, который Sony начала использовать начиная с RX100 III, существенно лучше старого 28-100, это просто другой класс. Частенько картинка со старого объектива своей блеклостью и невзрачностью напоминала мне то, что выдает какой-нибудь типичный копеечный кит 18-55. Снимки же с нового объектива чаще вызывают ассоциации с хорошими фиксами...

Пара слов о плюшках, помимо объектива и скорости, которые я получил в результате апгрейда:
  • при просмотре фотографий кнопка зум сразу прыгает в точку фокусировки.
  • есть Wi-Fi -- иногда это бывает полезно (скинуть что-то из отснятого на смартфон в поездке).
  • видоискатель -- малополезная лично для меня штука, т.к. я люблю снимать по экрану, но факт наличия EVF в такой миниатюрной камере сам по себе впечатляет. 
  • отдельная кнопка-рычажок для управления вспышкой -- удобно. И вообще полезность пыхи сложно переоценить: она умеет работать с любыми выдержками и ее, при необходимости, можно даже направить в потолок. А вот что печалит -- большое время перезарядки. 
  • откидной экран. Удобно, лично я чаще всего использую для селфи. Что плохо -- не хватает поворота еще в одной плоскости, чтобы можно было снимать в портретной ориентации камеры. 
  • электронный затвор и ND фильтр. Даже при очень ярком солнечном свете можно снимать на открытых. 
  • улучшения в области видео. На 4K мне наплевать (маркетинговый булщит), а вот со slow mo пару раз игрался, прикольная штука. 
По внешнему виду -- габариты остались практически без изменений и вы по прежнему можете закинуть камеру практически в любой карман, а вот вес вырос весьма ощутимо, на 25%, поэтому будьте готовы к тому, что этот карман будет мешать при ходьбе и оттопыриваться.

Про качество изображения, наверное, нет смысла много писать -- и без меня известно, что снимает эта малютка очень круто. В качестве некой точки отсчета о возможностях камеры при базовом ISO я бы привел вот эту картинку от ребят из dpreview. 
На высоких ISO результаты тоже более чем достойные, вот пример ISO 2000, 100% кроп с десятимегапиксельного изображения:



Смеха ради я решил посмотреть на результаты DxO Mark для RX100 и Sony A33 (моей предыдущей "большой" камерой):



Если верить рейтингам этих ребят, то сенсор из RX100 ничуть не уступает сенсору из APS-C камеры!

Разумеется, я не смог удержаться от соблазна сравнить качество снимков новой камеры в сравнении с RX100 первого поколения, ну и с A77M2 уже до кучи. 



RX100 vs RX100 IV, 100% кроп (не из центра кадра, но и не из самого угла), снималось на ЭФР 35 мм.
Собственно говоря, это сравнение демонстрирует нам те самые отличия в объективах, о которых я писал выше -- объектив новой камеры заметно резче и обладает более высоким микроконтрастом.

Сравнение RX100 IV против A77M2 + Minolta 24 mm f/2.8.



Эти кропы в очередной раз демонстрируют нам то, о чем я многократно уже писал. В идеальных условиях даже лучшими объективами трудно выжать больше 70-80% разрешения из 24-х мегапиксельного APS-C сенсора. А Minolta, мягко говоря, к лучшим объективам точно не относится. Микроконтраст она показывает хороший, но вот резкостью она явно не блещет.
Мой личный опыт говорит о том, что из сенсора A77M2 можно выжать сильно больше деталей, чем из RX100, но рассматриваемые сейчас снимки это точно не тот случай...

Теперь что касается недостатков камеры (большинство из которых перекочевали прямиком из RX100 первого поколения или из других камер Sony):
  • отсутсвие тач скрина (для удобного выбора точки фокусировки). В этом деле, к сожалению, Sony сильно отстает от большинства своих конкурентов. 
  • при съемке на фокусных от нормального угла и далее снимки с камеры часто страдают от микросмазов. От выдержки это дело не зависит. Тут можно грешить на какие-то фокусы стаба, я же все-таки склоняюсь к мысли, что это связано просто с нажатием на спуск на такой маленькой и не супер ухватистой тушке. 
  • колесо выбора режимов (PASM) самопроизвольно крутится при ношении камеры в кармане и чехле.  Лично я бы не отказался, чтобы это колесо было с блокиратором как на A77M2 (хотя многие этот блокиратор проклинают).  
  • плохо работающий автоматический баланс белого. Хотя, конечно, про баланс белого можно сказать, что это метрика скорее эстетики, нежели физики. 
  • при включении функции фокусировки по лицам, к распознанным лицам оказывается привязан экспозамер, который может вносить в снимок коррективы в несколько стопов. Иногда этого хотелось бы избежать и как минимум нужна опция для включения или отключения экспокоррекции при таком режиме работы фокуса. Идеальный вариант -- указывать максимальное значение, которое бы устанавливала предел такого рода коррекции.   
На момент написания этого текста, RX100 IV анонсирована еще не была. Думаю, что всем очевидно, что одним из самых полезных нововведений в ней станет появление тач скрина. И, честно говоря, трудно придумать что-то еще полезное, что может добавить в эту камеру Sony. Еще более высокая скорострельность? Не думаю, что это реально востребованная вещь в камерах такого класса (и даже в камерах типа RX10)... Новый дизайн объектива? Тоже маловероятно, с учетом физической природы ограничений в этой области...
В общем, с одной стороны, вроде как тупик, а с другой стороны, лично для меня, апгрейд с первого на четвертое поколение принес несколько весьма значимых улучшений и, как следствие, море положительных эмоций при съемке. Тот самый случай, когда острое желание фотографировать возникает потому, что само использование камеры приносит кайф. 

Ну а завершить эту заметку я хотел бы остановившись на судьбе своей старой камеры, которую я довольно оперативно продал по объявлению. Покупатель хотел фотографировать и снимать видео о своем маленьком ребенке. Сначала он купил для этих целей какую-то зеркалку Nikon начального уровня (разумеется, с китом) и, мягко говоря, был не в восторге от этого решения. В итоге, он взял у меня RX100 и через какое-то время написал, что он просто "доволен как слон". 
По моим наблюдениям, доски объявлений просто утопают в выставленных на продажу зеркалках всех видов и мастей, с типичной причиной продажи "за ненадобностью". Сегодня все люди поголовно снимают на "айфоны". Но мы то знаем...


зы. Добавлю еще чуть личных наблюдений... 
Верится с трудом, но экран на солнце ведет себя хуже, чем в первом поколении. Так что приходится спасаться видоискателем.
Еще батарейка тянет ощутимо меньше. Видать буду докупать вторую.



No comments:

Post a Comment