Тот обзор писался по итогам двухнедельного владения камерой и был полон детских восторгов.
Этот текст я пишу когда мой медовый месяц с камерой давно окончен и начались суровые трудовые будни. За плечами 100+ дней вместе и больше 17k снимков, поэтому полагаю, что этот текст будет более сбалансированным и спокойным, сосредоточенным на слабых местах камеры.
Почти половину всех снимков (около 8-ми тысяч) я снял в августе за какие-то две недели отдыха на море на единственный объектив 85 f/2.8. Отдых проходил в очень ненапряжном режиме, поэтому массу свободного времени я тратил на а) сериалы и б) изучение возможностей новой камеры. Главным подопытным кроликом, конечно же, была моя дочь (из-за которой я вообще-то и подсел на фотографию), еще -- аниматор и дети на игровой площадке, и еще летающие чайки -- прямо таки идеальные мишени для тестирования action возможностей фотоаппарата.
Поехали!
Банки памяти
Killer feature, без нее -- никак в управлении камерой с таким числом возможностей.
Я не использую банки в режиме "раз запрограммировал и забыл", я их использую оперативно, настраивая по месту под те или иные обстоятельства. Одна из аппаратных кнопок перепрограммирована под "Memory", т.к. я этой возможностью пользуюсь очень часто.
Простой пример -- съемка ребенка, и необходимость переключаться между относительно статичными кадрами и динамикой, которую надо снимать серией. При переходе к динамике обычно нужно поменять как минимум три параметра: первое -- решить вопрос с очень короткой выдержкой, второе -- выбрать специальный режим точек автофокуса (группами, со слежением), третье -- выставить drive mode в режим 8 fps (съемку 12 fps я не очень жалую по ряду причин). Возможность в один поворот диска переключаться между классическим Av и таким вот режимом серийной съемки -- прямо таки бесценная возможность.
Что несколько портит картину -- механический переключатель режима автофокуса (AF-C/AF-S/AF-A/M), который из-за этого не являются частью банка памяти. Не аккуратненько.
Автофокус. Следящий режим (AF-C)
Долго мучился с этим -- камера в режиме AF-C редко когда попадала по быстро движущимся объектам. Причина оказалась банальна -- волшебная опция AF tracking duration, которая по умолчанию стоит в неком среднем положении. По факту опция ответственна за задержку, после которой камера будет перестраивать фокус при его потере в режиме AF-C. Если вы снимаете что-то очень быстрое, то опцию надо ставить в High, если что-то медленное, которое еще и может эпизодически перекрываться другими объектами, то значение нужно опускать. Аналогичная опция есть и для съемки видео.
Кстати, в камере есть еще одна очень важная опция, которую обязательно надо перевести из значения по умолчанию -- shutter release priority. Если говорить грубо, эта штука разрешает спуск затвора даже в случаях, когда камера не сфокусировалась, просто по факту нажатия кнопки спуска. Нехорошо это.
Предел возможностей следящего автофокуса и автофокуса вообще много исследовал снимая чаек в полете. Это вообще такая классическая тема, на англо-язычных фото форумах для этого дела даже придумана специальная аббревиатура -- BIF, т.е. birds in fly.
Задачу я специально усложнял себе двумя вещами.
Первое -- я старался снимать птичек не на фоне чистого неба, а на сложном фоне, типа моря, пляжа и так далее, т.е. на фоне вещей, которые могут спровоцировать на себя увод фокуса камеры с цели.
Второе -- пытался сделать как можно более крупноплановый кадр, что было не очень просто с учетом фокусного в 85 мм. Относительно крупный план, это когда птица находится от тебя в пяти-семи метрах, поэтому а) пытается от тебя как можно быстрее удрать и б) передвигается в кадре и вылетает из него за какие-то доли секунды. Спасало одно -- возможность фотографировать по экрану, когда ты можешь следить не только за тем, что происходит непосредственно в кадре, но и подключать периферийное зрение для охвата того, что творится вне его.
По итогам могу сказать, что камера такие испытания выдерживает "на ура" -- цепляется даже за мелкие, быстро движущиеся на "сложном" фоне объекты, и успевает фокусироваться на них. Примеры такого рода снимков можно найти в конце заметки.
Серийная съемка
Обычно я использую drive mode в режиме 8 fps.
Режим 12 кадров не очень люблю из-за невозможности контроля экспозиции, диафрагму и выдержку в этом режиме фотоаппарат выбирает сам по своему усмотрению.
При съемке чего-то очень динамичного этот режим сильно лучше попыток поймать интересный момент одиночными выстрелами.
Выход годных кадров в таком режиме порядка 60-80% для объектива SAM 85 f/2.8 в области открытой диафрагмы в самых сложных условиях, когда объект съемки очень быстро движется прямо навстречу камере. (Используемый объектив, мягко говоря, не предназначен для съемки такого рода сцен и обладает весьма задумчивым мотором)
Что еще могу сказать про опыт съемки динамики?
Если что-то происходит действительно быстро, то восемь кадров в секунду это очень мало. И 12 кадров мало. Лично у меня есть надежда на приход 4k видео с режимом 60 fps. Вот это будет круто для таких целей!
Еще один момент -- чертовски трудно удерживать объект в кадре, особенно если кадрирование довольно плотное. Возможно, не последнюю роль во всем этом играет и тот факт, что камера при серийной съемке переходит в режим слайд-шоу. Про удерживание объекта в районе какой-то одной точки фокуса не может идти и речи, вот тут на помощь и приходят отличное покрытие кадра датчиками автофокуса плюс функция автоматического слежения за объектом.
Упомяну про один баг камеры -- при серийной съемке иногда не корректно работает экспозамер, и серия получается пересвеченной где-то на 2/3 стопа.
В режиме серии много снимал бегущую прямо на меня дочку, подвижные игры детей на игровой площадке, прыжки людей в бассейн -- кое-что из этого можно посмотреть в примерах снимков в конце заметки.
Область фокусировки (Focus Area)
Поначалу мне казалось, что основным режимом фокусировки для меня будет работа группами датчиков. Через какое-то время решил от этого режима отказаться для более менее статичных сцен и перейти на режим точечного выбора датчика. Все-таки старое доброе выцеливание датчиком глаза работает понадежнее, даже не смотря на очень продвинутый face detection. Правда, когда отдаю камеру жене, смело включаю wide area и говорю "снимай, как тебе удобно" -- выход годных кадров при этом весьма и весьма высокий, а жена, наконец-то вздохнула с облегчением, поэтому что выцеливание единственной центральной точкой на старенькой A33 давалось ей очень нелегко.
Итак, мой основной рабочий режим это flexible spot. Для приведения его в чувство в камере есть замечательная опция -- оставить на экране 15 датчиков из 79. Расположены эти датчики очень толково и переключаться между ними джойстиком -- одно удовольствие.
Flexible spot, выбор из 15-ти точек
Есть, правда, одна небольшая проблема, которая является вообще следствием неудачного устройства платы автофокуса в камере. В режиме 15-ти точек крестовой является только одна, центральная.
Вообще, к расположению датчиков есть много вопросов:
- почему крестовые точки расположены исключительно в центральной области? хотелось бы иметь 15 крестов расположенных не так кучно
- почему между центральной и боковыми областями такой огромный зазор, не покрытый датчиками?
- почему не крестовые датчики все однонаправленные? может лучше их было расположить в шахматном порядке, половину с наведением на горизонтальные линии, а другую половину на вертикальные?
Групповую фокусировку я все еще использую, но сильно реже. Основной сценарий -- стрельба по быстро движущимся объектам. Например, почти все кадры охоты на чаек я снимал в режиме центральной группы датчиков.
Точность автофокуса
Тут все просто. И непросто одновременно.
На синтетике, при стрельбе по мишеням, автофокус ведет себя очень надежно. Некий разброс по наводке, конечно, есть, но он достаточно невелик.
В реальной съемке иногда случаются промахи, величина которых явно не укладывается в некую погрешность, видимую в синтетике. Я называю это эффектом "ложного срабатывания датчика" и склоняюсь к мысли, что это зависит от условий освещения в кадре. Когда свет падает под особым углом, датчики сходят с ума и начинают довольно сильно врать.
Случается это не так уж и часто, чтобы в негодовании разбить камеру о стену, но и не так уж и редко, чтобы проблема не стоила упоминания.
Смотрю я на это дело довольно философски.
У меня частенько врал единственный используемый центральный датчик в старенькой A33.
Я слышал много похожих историй про другие камеры Sony. Например, о паре A77 + Sigma 85 f/1.4.
Я имел возможность довольно плотно снимать на разные кропы Canon, включая 7D, и проблемы с точностью там много более серьезные, чем на камерах Sony. Не говоря уже об очень расхожем мнении, что практически все светлые полнокадровые стекла Canon на кропе отличаются крайне нестабильной работой автофокуса, а хороший результат можно получить только на полном кадре. Желательно 1D X (смайлик).
В общем, я считаю это скорее принципиальным ограничением самой технологии, чем каким-то страшным косяком Sony.
Качество изображения
На базовом ISO при правильном свете камера дает обалденную картинку. Нет вопросов.
По работе на высоких ISO. Для меня граница хорошей картинки это ISO 1250. Автомат стоит с пределом в 3200, но 3200 уже довольно таки серьезный компромисс в плане качества изображения. Даже при просмотре в низком разрешении на экране монитора.
Движок JPEG в камере стоит просто удивительный. Для хорошего, правильно экспонированного снимка лезть в raw нет вообще никакого смысла -- отличный цвет, очень сбалансированное применение шарпа, высокое разрешение и практически никаких следов сжатия. Лично я очень сильно впечатлен этой стороной камеры.
На A33 в jpeg я поснимал очень недолго и почти сразу перешел на съемку исключительно в raw. Дабы освежить воспоминания, я полез в архив и посмотрел на то, как моя старая камера снимала в jpeg -- это реально ужас-ужас, и съемка в raw действительно позволяла раскрыться реальному потенциалу камеру. Для A77 II это совершенно не так. В большинстве случаев вы просто не увидите разницу между raw и jpeg, либо она будет ничтожна.
Пожалуй единственное замечание, которое у меня есть к камерному jpeg -- при подъеме ISO, при просмотре снимков в масштабе 1:1 иногда видны артефакты шарпинга. На мой взгляд, малозначительная проблема.
Тут же упомяну про известную проблему "фиолетовых полос", проблему, которой подвержена последняя ревизия 24-х мегапиксельного сенсора Sony, который установлен в A77 II и A6000. При съемке в резком контровом свете в малоконтрастных областях появляется очень сильный бэндинг, а местами пиксели просто целыми рядами "выбивает" из изображения.
Пример как это выглядит.
Я этот эффект несколько раз ловил на своей камере. Довольно неприятно, но не смертельно, с учетом того, что воспроизводится все это при довольно таки экстремальных условиях съемки.
Еще раз про съемку по экрану (Live View)
На отдыхе очень много людей с фотоаппаратами. Некоторые бедолаги покупают себе бюджетные зеркалки и добросовестно снимают на кит. Некоторые покупают что-то покруче, но они чаще всего тоже бедолаги.
Мои многочисленные наблюдения говорят о том, что значительное большинство таких вот несчастных владельцев зеркалок упорно пытаются снимать в режиме Live View. Потому что так удобнее. Так привычнее. Так понятнее. Ну а то, что камера в этом режиме фокусируется несколько секунд -- разве это так уж и важно?
Я большой фанат ламерской съемки "по экранчику". Собственно говоря, именно это меня и привело в стан SLT тушек Sony. A77 II в этом смысле вещь шикарная -- к быстрой фокусировке в режиме Live View (что является особенностью всех моделей с полупрозрачным зеркалом) нужно добавить экран, который, во-первых, отлично читаем даже под прямыми лучами летнего солнца, и, во-вторых, который можно выкручивать в трех измерениях и комфортно снимать из любого ракурса.
Любителей фотографировать через дверной глазок я категорически не понимаю.
Всякая всячина
Про распознавание лиц. Как я уже писал, при включении этой функции, камера не только использует "лицевую" информацию для выбора точки фокусировки, но и подстраивает под эту область работу экспозамера.
Иногда случаются казусы. Например, при резком контровом свете камера не может распознать лицо, поэтому что там нет контраста, это сплошное темное пятно. Ты, естественно, начинаешь руками вносить положительную экспокоррекцию. Картинка от этого меняется и камера наконец-то "видит" лицо. Лицо все еще темное, поэтому экспозамер хорошо так задирает экспозицию, делает ее правильной с точки зрения освещения лица.. а потом добавляет еще вашу экспо поправку и пересвечивает кадр!
Выйти из этого порочного круга в подобных ситуациях можно только путем отключения функции распознавания лиц.
Про распознавание лиц. Как я уже писал, при включении этой функции, камера не только использует "лицевую" информацию для выбора точки фокусировки, но и подстраивает под эту область работу экспозамера.
Иногда случаются казусы. Например, при резком контровом свете камера не может распознать лицо, поэтому что там нет контраста, это сплошное темное пятно. Ты, естественно, начинаешь руками вносить положительную экспокоррекцию. Картинка от этого меняется и камера наконец-то "видит" лицо. Лицо все еще темное, поэтому экспозамер хорошо так задирает экспозицию, делает ее правильной с точки зрения освещения лица.. а потом добавляет еще вашу экспо поправку и пересвечивает кадр!
Выйти из этого порочного круга в подобных ситуациях можно только путем отключения функции распознавания лиц.
Еще один момент, про другое.
Начиная с какого-то значения ISO камера начинает сильно дольше обрабатывать снимок при записи на карту памяти. Даже если шумодав выключен полностью.
Что там происходит -- непонятно, но я читал жалобы от владельцев очень быстрых карт памяти о том, что эта особенность порождает довольно неприятный лаг, когда после спуска затвора ты некоторое время не имеешь возможности посмотреть на то, что ты только что снял.
Кстати, в A33 я наблюдал подобный эффект снимая в режиме raw only.
А еще на A33 у меня за пару лет совершенно убилось резиновое покрытие в том месте, куда упираются пальцы при хвате. Ладно, это была бюджетная тушка, однако уже через месяц владения A77 II, я понял, что тут будет в точности такая же проблема -- прорезиненное покрытие в проблемном месте моментально изнашивается от постоянного соприкосновения с ногтями. И это при том, что я не какой-то там метросексуал-пидарюга, и ногти на руках коротко подстригаю буквально каждую неделю.
Поврежденное ногтями покрытие (в самом центре кадра). В какой ужас это превратится через пару лет я хорошо знаю по A33
Предварительный обзор камеры я писал до выставки Photokina 2014. Как мы знаем, конкуренты подтянулись.
Главный конкурент на сегодня -- Canon 7D Mark II.
На мой взгляд, над камерой хорошо поработали и для своей ниши это отличное решение. Система автофокуса у Canon вышла помощнее, чем у Sony (датчиков чуть меньше, но они все крестовые). Скорострельность -- 10 кадров с полным контролем экспозиции, у Sony -- 8 с контролем или 12 без оного. Экспозамер на 150 тысяч точек должен обеспечивать довольно качественный трекинг и потенциально может дать функцию распознавания лиц в кадре, т.е. все то, что Sony умеет делать благодаря чтению с фотосенсора при непрерывной работе в режиме Live View. Тушка Canon вышла раза в полтора дороже.
В общем и целом, соперник получился очень достойным, хотя конкуренция тут довольно таки условная, т.к. это больше вопрос выбора системы, плюс сильно разные линейки объективов, плюс принципиальный выбор в вопросе OVF vs EVF.
Ну и не могу не упомянуть об усилиях Samsung на ниве semi-pro решений.
Корейцы решили поиграть мускулами и показать кто является технологическим лидером на планете. По спекам NX1 выглядит очень и очень впечатляюще! 15 fps для кадра с разрешением 28 мегапикселей это очень и очень круто... Samsung, конечно, на рынке фототехники не может похвастаться какими-то значительными достижениями и до сих пор мало кем воспринимался всерьез. Возможно, что NX1 как раз и станет камерой, которая сможет кардинально переломить ситуацию.
Лично мне кажется, что все-таки фокусировка с помощью фото сенсора (пусть и с фазовыми датчиками) еще довольно долго будет уступать классической фазовой фокусировке, вынесенной в отдельный блок, и именно в плоскости action у классических зеркалок тут какое-то время еще будет фора...
Пробежимся по cильным сторонам Sony A77 II:
-- корпус камеры обладает высокой эргономикой, большое количество кнопок, продуманное и настраиваемое "под себя" управление;
-- очень хорошее качество изображения, одно из лучших для кроп формата;
-- камера дает отличный jpeg, который во многих случаях позволяет отказаться от съемки в raw;
-- стабилизатор изображения встроен в матрицу;
-- продвинутая система автофокуса, много датчиков, которые покрывают добрую половину кадра;
-- высокая скорострельность, большой буфер, алгоритмы слежения за объектом в кадре;
-- откидной экран, который к тому же не слепнет на солнце;
-- автофокус при съемке видео;
-- в наличии имеются Wi-Fi и NFC;
-- камера обладает всеми атрибутами представителя semi-pro класса: выдержку 1/8000, подстройку автофокуса, LCD экран сверху камеры, банки памяти и т.д.
Теперь о недостатках.
Основные недостатки камеры:
-- не работает аппаратная стабилизация при съемке видео;
-- автофокус мог бы быть и поточнее;
-- на изображении могут появиться артефакты при съемке в жестком контровом свете;
-- резиновое покрытие на хвате камеры легко разрушается от контакта с ногтями;
-- при серийной съемке в режиме 12 fps нет контроля над экспозицией, картинка при серийной съемке на экране превращается в слайд-шоу.
Менее существенные проблемы:
-- возможности, которые дает Wi-Fi, плохо раскрываются из-за чисто программных ограничений (снимки передаются в низком разрешении, очень примитивный контроль над возможностями камеры);
-- кнопки могли бы программироваться более гибко; AF mode механический, поэтому не является частью банка памяти;
-- 24 мегапикселя на кропе это overkill, дурацкая маркетинговая гонка;
-- датчиков автофокуса много, но их тип и расположение могло бы быть более рациональным;
-- нижний порог Auto ISO должен задаваться минимальной выдержкой.
Можно посмотреть тут.
No comments:
Post a Comment