13 July 2014

Обзор камеры Sony SLT-A77 II по итогам первых впечатлений

Начну с одной важной ремарки -- я перешел с относительно старой entry-level камеры Sony a33 на современную камеру Sony a77m2 класса semi-pro, и понятно, что это изначально совершенно другой уровень со всеми вытекающими из этого последствиями. 


По внешнему виду и эргономике. Тут все очень здорово. Sony a33 была одной из самых компактных беззеркалок (сравнимой по размерам с малютками типа 100D), a77m2 выступает совсем в другой категории, и по размерам может сравниться даже с некоторыми полнокадровыми тушками. Соответственно, тут большой и очень удобный хват, в руке камера лежит как влитая, есть много места для размещения всяких кнопочек-крутилочек. Вес при этом против a33 вырос всего на 150 грамм, что на общем весе в полкило особой роли не играет.
Главное нарекание по корпусу для меня связано с тем, что я левша, и, соответственно, при использовании видоискателя, морда упирается в джойстик и вообще закрывает кучу кнопок на задней поверхности.

Кнопочек, как я уже сказал, очень много и спроектированы они очень толково. Например, рассмотрим случай, когда камерой нужно управлять вслепую, и возьмем четыре верхние кнопки, слева направо идут: drive mode, WB, exposure compensation и ISO. Правые две кнопки легко отличить от двух левых тактильно т.к. они расположены в небольшом углублении. При этом exposure compensation легко отличить от ISO, т.к. первая кнопка выпуклая, а вторая сделана с углублением. Точно так же легко отличить drive mode от WB в левой группе -- на первой кнопке есть маленькая точечка, ее не очень хорошо видно на фото, но она прекрасно различается пальцем.
Для сравнения посмотрим на верхние четыре кнопки в Canon 7D:



Тут вслепую более менее реально различить только кнопку подсветки дисплея... которую вслепую никто никогда нажимать не станет.

Практически все кнопки программируются. Что странно, набор функций, которые можно навесить на верхние кнопки, и на кнопки задней панели -- отличается. 
Следующий уровень оперативности за программируемыми кнопками -- Fn меню. Оно полностью настраивается, но, к большому сожалению, список функций тут очень невелик и, похоже, ограничен просто тем, что не для всех действий дизайнеры нарисовали пиктограммы. Очень жаль. 
Чего хотелось бы -- больших возможностей по программированию кнопок. Например, хотелось бы, чтобы можно было повесить не просто вход в экран выбора focus area, где очень много пунктов и надо использовать колесо или джойстик, а иметь возможность указать, что эта кнопка циклически выбирает между указанными N режимами фокусировки. Кстати, таким вот образом программируется кнопка DISP, переключающая режим отображения информации на экране. 

Что еще можно сказать по управлению камерой? 
Два колеса это ОЧЕНЬ удобно. Тут даже не о чем писать. 
Индикация выбранного камерой значения ISO в случае auto ISO это ОЧЕНЬ удобно. 
Наконец-то человеческий M режим, с доступным auto ISO и даже работающей экспокоррекцией. Очень удобно. 
Три банка памяти с пресетами это ОЧЕНЬ удобно. Тут, правда, всплыл косяк прямого механического управления в виде выбора режима фокусировки MF/C/A/S. По понятным причинам он, увы, не сохраняется.  


Не очень удобно сделан рычаг питания, в a33 он был сильно лучше. А еще куда как более симпатичными были логотипы "альфа" в веселой оранжевой гамме, нанесенные на корпус и крышку для байонета. 

Про экран особо писать нечего, кроме пары моментов. 
Первое. Удивительно для Sony, но технология White Magic оказалась не маркетинговым булщитом, и экран реально шикарно читается даже под прямыми летними лучами одесского солнца. Важность этого трудно переоценить. 
Второе. На экране моего экземпляра есть битый пиксель, всегда горящий белым светом. Расположен он так удачно, что заметил я его только на третий день и не сильно расстроился. Когда осматривал камеру в магазине -- напрочь забыл про этот момент, а вот вы -- помните. 
Третье. В a33 была далеко не самая удачная конструкция откидного экрана, но даже она была лучше, чем в a77m2 -- тут есть проблемы при съемке в портретной ориентации, когда на экран надо смотреть сверху вниз. 

Про EVF писать еще меньше, чем про экран. Я им практически не пользуюсь. С виду вроде как хороший.

***

Наверное, самое первое, что отмечаешь при работе с камерой, и что вызывает просто детский восторг, это ее отзывчивость. Спуск у камеры очень мягкий, и складывается ощущение, что у тебя в голове вот только только начала зарождаться мысль о том, что надо сделать кадр, как уже слышишь звук затвора. 
Лаг затвора, кстати, вообще не ощущается. Добавьте сюда совершенно молниеносную фокусировку и очень высокую частоту обновления картинки на экране (или видоискателе) и вы поймете откуда берется абсолютная уверенность в том, что с этой камерой ты не пропустишь ни единого кадра. 

Отдельная история -- автофокус. Тут есть о чем рассказать. 

Во-первых, совершенно безумное количество датчиков -- 79, которые покрывают практически половину всей площади экрана. 


Во-вторых, точность и надежность автофокуса, причем датчиков из любой области, не только центрального. Юстировка в тушке есть, но она для моих двух объективов не понадобилась -- автофокус всегда бьет в цель. Остается только вспоминать о всех тех проблемах, которые я имел с одним единственным центральным датчиком на a33. 

В-третьих, мощнейшие возможности камеры по слежению за объектами, которые уверенно работают даже в режиме 12-ти кадров в секунду. 

С учетом того, что в камере отлично работает функция распознавания лиц, в подавляющем большинстве случаев можно ставить режим фокусировки wide (т.е. задействование всех датчиков) и спокойно снимать ни о чем не парясь, имея при этом еще и широчайшие возможности по компоновке кадра. 

Съемка action сцен это отдельная тема. Сначала я не понимал, зачем все эти навороты трекинга, если можно поставить следящий автофокус и выцеливать нужный объект центральной точкой, но попрактиковавшись со съемкой бегущего навстречу ребенка, я понял, что не все так просто, и даже при таком, довольно нехитром, сценарии удерживать объект в одной точке фокуса очень и очень трудно... Трекинг в a77m2 работает очень достойно, и с моим фиксом 85 f/2.8 он позволяет получать 60-70% выхода фотографий в фокусе при серийной съемке бегущего навстречу ребенка. По-моему достойный результат, особенно с учетом того, что a33 пасовал в гораздо более простых условиях, и хотя бы один резкий кадр при стрельбе по движущейся цели был большой удачей. Я предполагаю, что узким местом в моем случае является простенький SAM мотор в объективе, который, мягко говоря, не показывает чудеса скорости. На соответствующих репортажных зумах, думаю, выход годных кадров будет ощутимо выше. 

При серийной съемке камера, как и все еще предшественники, показывает "слайд-шоу", т.е вместо картинки в реальном времени -- предыдущий снятый кадр. С учетом уверенно работающего трекинга это не должно стать серьезной проблемой и даже такого режима работы достаточно для того, чтобы следить за кадрированием. И тем не менее. 

До покупки камеры был у меня интерес к функции AF Eye, т.е. фокусировка в глаз, но в реальности она оказалась профанацией -- не работает в следящем режиме автофокуса. Вроде как и черт с ней. 

Поигрался с AF limiter -- работает как часы с обоими моими объективами, но на телевике она, очевидно, интереснее. Думаю, что в некоторых условиях может сгодиться. 

Буфер при серийной съемке работает как и обещали. 60 кадров в jpeg, 25 кадров в raw. Хорошие цифры с учетом дикого разрешения матрицы. 


***

Про качество изображения. По-моему, тут особо рассказывать не чего, оно на уровне других современных кроп камер. В сравнении с моделями, построенными на таком же 24-х мегапиксельном сенсоре, имеем примерно на 1/3 стопа больше шума, что, на мой взгляд, совершенно не критично, и все равно позволяет, к примеру, обходить сенсоры Canon, если верить цифрам DXO Mark. 

Примеров снимков полно в Сети, пару своих кадров я выложил тут


На a33 я снимал исключительно в raw. На новую камеру пока что снимаю в jpeg 12 мегапикселей. Почему я так делаю, я уже писал, когда выкладывал свои примеры снимков, но еще раз повторюсь. 

Первое -- jpeg движки в камерах сильно прогрессируют. Если не крутить экспозицию, fine jpeg в a77m2 содержит столько же деталей, сколько и raw. По крайней мере, я на глаз разницы не вижу вообще. И это даже не extra fine режим! 

Второе -- экспозамер в новой камере работает очень надежно, в отличии от a33, которая имела сильную тенденцию к недодержкам. Функция распознавания лиц в камере вообще творит чудеса, т.к. она самым непосредственным образом влияет на работу автоматики экспозамера. Лучшая иллюстрация -- съемка портрета в контровом свете. Экспозамер по всему полю, экспокоррекцию крутить лень. Если выключить распознавание лиц, автомат дает ISO 160. Если включить -- имеем ISO 640 и это будет корректная экспозиция как для портретной съемки в таких условиях. 

Третье -- 24 мегапикселя на кропе это зло и именно Sony с выходом a77 навязала всем очередной виток этой бессмысленной гонки и маркетингового мракобесия. 
Лично я сколь-нибудь существенной разницы в детализации между 12-ти и 24-мя мегапикселями не вижу. При этом учтите, что в плане цвета всю картинку можно вообще закодировать в 6 мегапикселей (привет, фильтр Байера), а 12 мегапикселей получаются путем задействования информации со всех датчиков сенсора, т.е. эти мегапиксели совершенно некорректно сравнивать с камерами у которых 12 мегапикселей это их родное разрешение.

Высокое разрешение матрицы накладывает очень жесткие требования к объективам. Лично я свой 35 1.8 в области открытых дырок просто не узнаю -- полезли огрехи, которые раньше были малозаметными... И это фикс, а что говорить про зумы?

Другая сторона многомегапиксельной медали -- дифракционный предел. Для такого сенсора теоретический предел находится в районе f/6.1, т.е. это значение диафрагмы, за которым однозначно начнется падение резкости. Это физика и с этим ничего не поделаешь.
Из того, что я вижу в тестах для NEX-7 для объективов 35 1.8, 50 1.8 и 16-50 2.8 (который, кстати, идет китом к a77m2) пик резкости вообще приходится на диафрагму f/4, а уже f/5.6 показывает хоть и незначительное, но все-таки падение резкости... Когда нужны большие мегапиксели? Съемка в студии. Съемка пейзажей. На каких диафрагмах там работают нужно рассказывать? 
В общем, дикое разрешение нынешних кроп сенсоров это зло, которое только пожирает батарейку и не дает выжать максимум на высоких ISO... Кстати, по поводу давнишнего спора мегапиксели vs шум -- по-моему, текущий low-light king в лице A7s однозначно закрывает эту тему. 


***

Съемка видео. Для меня штука не сильно важная, но все-таки периодически используемая. Тут все плохо и, честно говоря, это то, где я меньше всего ожидал каких-то проблем. 
На a33 я снимал в mp4 1440x1080 25 fps со стабилизацией и был очень доволен результатом. 
На a77m2 стаб для видео по умолчанию был выключен (как оказалось -- неспроста). Я его включил. Формат выбрал mp4. Посмотрел на результаты и прослезился. Начал копать и что обнаружилось.
Первое -- стаб для видео дает ужжжасное мыло, которое садит разрешение чуть ли не до уровня VGA. 
Второе -- 25 fps выглядят ужасно, при движении камеры видео выглядит рваным и дерганным. 
Ну и вишенкой на этом тортике выступает следующая особенность камеры -- если включить режим NTSC (который открывает путь к 30 и 60 fps в видео), то камера при каждом включении начинает задалбывать предупреждением о том, что "чувак, ты что-то не то делаешь!".

Слева кроп кадра из видео без стаба, справа -- SteadyShot включен

Итого -- есть единственным более менее терпимый режим записи видео это AVCHD 50p. И про стабилизацию забудьте. Вообще. 
После a33 это реально даунгрейд и дауншифтинг. 

В камере есть Wi-Fi и NFC
Есть remote control по Wi-Fi. Работает, но настроек там кот наплакал, а фотки выкачиваются далеко не в оригинальном разрешении. 
NFC работает, проверил, очень удобно где-то в поездке быстро перекинуть что-то для того же инстаграмма. 
В очередной раз убедился в полной уебищности iOS перед лицом Android. В ОС имени Google все работает само, а у Apple не то, что нет NFC, так даже для подключения к устройству надо бегать в Wi-Fi сети, чтобы подключиться вручную. Неудобно -- не то слово. 

Про батарейку пока ничего не могу сказать, тупо не хватает статистики. 

Под занавес упомяну еще про одну известную проблему a77m2, которая сейчас активно обсуждается в Сети. Называется "SteadyShot error". Если включить функцию стаба для полунажатия кнопки спуска, т.е. задействовать стабилизацию не только в момент снятия кадра, но и при кадрировании (это очень удобно на телевиках), и начать снимать длинными сериями, то рано или поздно камера выдаст ошибку "SteadyShot error" и стаб перестанет работать пока камера не рестартанет. Я эту проблему не видел и она меня вроде как не касается, так как для 85 мм мне стабилизация при наведении не нужна. 

Подводя некоторые итоги.
У Sony получилось очень сбалансированное решение, рассчитанное на продвинутых любителей фотографии, которые по тем или иным причинам не хотят переходить на полный кадр. Камера практически не имеет слабых мест и хорошо выступает в любом жанре фото и видеосъемки, а возможности в области action фотографии вообще по-своему уникальны. Полагаю, что несмотря на ряд огрех, a77m2 получит свое "золото" от dpreview.

Если говорить о конкурентах. В области классических зеркалок картина более менее ясная. Сразу оговорюсь о двух очевидных моментах. Первое, на стороне Canon и Nikon более широкая линейка оптики. Второе -- на лицо очевидное различие EVF vs OVF и тут есть приверженцы как с одной, так и с другой стороны...

Если брать Canon, то тут есть старичок 7D, который все еще в строю (хотя ходят упорные слухи, что Canon все-таки покажет 7D mk2 в этом году) и камера довольно активно использовалась на этом ЧМ по футболу. Очень солидная штука, мне доводилось довольно плотно на нее поснимать, у меня этот танк вызывает большое уважение. И тем не менее, против a77m2 у старика нет никаких шансов -- ни по скорострельности, по возможностям автофокуса, ни по видео, ни по качеству картинки в целом. Есть 70D, который еще менее репортерский по своей сути, но у которого появился довольно убедительный автофокус для видео. Если для вас важен автофокус, съемка в live view и скорострельность, то тут Sony ваш выбор против Canon.

У Nikon все еще печальнее. Репортерские D300/D300s сто лет не обновлялись, а D7100, который построен на той же самой матрице, что и a77m2, имеет низкую скорострельность и до смешного маленький буфер при съемки в raw.

А вот с беззеркалками, на мой взгляд, ситуация более неоднозначная. Направление это очень бурно развивается и по возможностям автофокуса такие камеры уже наступают на пятки монстрам типа Nikon D4S. Тут конкуренцию a77m2 составляют и сильно более дешевые решения типа Sony a6000, и дорогие полупрофессиональные решения, умеющие снимать 4k видео, типа Panasonic GH4. Лично я не пересел обратно на беззеркалки по причине оптики. Для E-mount, например, по прежнему нет фикса 85 мм, а в случае системы 4/3 micro стекла неоправданно дорогие, да и кроп фактор меня несколько смущает...

Для меня апгрейд до Sony a77m2 закрыл целый ряд вопросов: качество картинки на высоких ISO; легкость и точность фокусировки; возможность фотографировать ребенка не только в статике, но и в движении; удобство и оперативность в управлении, полноценный M режим.
Печально только, что так нехорошо получилось с видео.


No comments:

Post a Comment