21 September 2018

Про это



Мальчик сказал мне: "Как это больно!" (...)
кажется из Ахматовой


Как-то совершенно неожиданно вспомнилась мне история моей первой любви в институтские годы. История, которой как раз в этом году стукнул юбилей. Девушка пела в церковном училась со мной в одной группе и просто в какой-то момент выбрала меня в качестве мишени для своих чар. Надо сказать, что девушка эта была довольно таки странная. Воспитанная матерью-одиночкой, которая вбила ей в голову весьма причудливые взгляды по вопросам межполовый отношений.

В какой-то момент мы типа даже начали встречаться, но с ее стороны, похоже, это была такая продуманная до мельчайших деталей компания, которая должна была обладать доказуемой сходимостью за N шагов где-то в области марширования под марш Мендельсона. Все свидания в обязательном порядке должны были быть предварительно, и крайне тщательно, оговорены и согласованы, причем категорически осуждались походы в те места, где мы уже до этого были (потому что это "не оригинально и скучно"). Обязательной частью программы было посещение кафешек и ресторанов. Количество объятий и поцелуев в процессе оных мероприятий нормировалось самым строгим образом.


Ясный пень, что вся эта, скажем так, бесконечная эквилибристика не принесла мне ни счастья, ни душевного спокойствия. Чувства мои к этой девочке буквально снесли мою бедную крышу и рвали меня на куски, поэтому было просто невозможно хоть как-то объяснить себе необходимость придумывания какого-то оригинального места для очередного свидания. Ведь это же чертовски глупо, если тебе для полного счастья было достаточно просто чтобы она находилась рядом. Все!! И весь окружающий мир при этом исчезал... И как объяснить себе, что ты не можешь просто взять и поцеловать ее здесь и сейчас? Не можешь, потому что кто-то что-то может увидеть. Или потому, что мы уже целовались десять минут назад... И эти, блин, обязательные походы в кафе, на которые у меня тупо не было денег, что совершенно не парило ту сторону...

А вспомнил я всю эту историю к тому, что даже из такого вот единичного случая, в принципе, можно вывести необходимые умозаключения о столь сложном предмете. Та самая мудрость, к которой зачастую приходишь лишь разменяв несколько десятков лет и оставив на сердце много шрамов.

Вывод первый, об ужасно работающем генераторе случайных чисел. Прямо таки бесконечные глубины народной мудрости "любовь зла -- полюбишь и козла". Или из той же серии прекрасная модель, предложенная еще древними греками: озорной малец, который без разбора пуляет стрелами направо и налево.
Никакого рационализма, здравого смысла, расчетов или планирования -- полная воля Его Величества Случая.
И вроде как понимаешь, что нельзя же совершенно не учитывать человеческие качества объекта своих чувств. Вашу элементарную совместимость. Семейный статус, в конце-концов. Но, блин, Природе глубоко плевать на все это: в этом уравнении в расчет берутся смазливое личико, жопа и сиськи (желательно пятого размера). В крайнем случае, для особо одухотворенных индивидов -- очаровательная улыбка и тембр голоса.

Второе. Хотя многим хотелось бы думать, что болезнь эта сердечная по своей природе, поражает она, в первую очередь, головной мозг. И поражает его самым серьезным образом.
То, что происходит там, под черепной коробкой, у влюбленного человека это не просто какие-то навязчивые мысли или игрища разгулявшегося воображения. Это -- серьезные физиологические изменения, которые могут вызывать эйфорию (как от приема наркотиков) или бредовые состояния, когда возможности мозга нормально мыслить нарушаются самым катастрофическим образом.
В конце-концов, из-за пораженного мозга, от всевозможных проблем физиологического характера начинает страдать весь организм в целом -- я имею ввиду хрестоматийные спутники влюбленности навроде бессонницы и отсутствия аппетита.

Третье. У влюбленного человека появляется совершенно нездоровая склонность к саморазрушению, самотерзаниям и мазохизму (что, наверное, происходит из-за желания иметь множество весомых поводов жалеть себя, нелюбимого).
Поэтому если любовь это такая открытая рана, то влюбленный человек будет постоянно ковыряться в ней ножом, или, в крайнем случае, зубочисткой. Или если любовь это такой пылающий мегаполис сердца, то человек влюбленный будет все время подливать в него бензин из канистрочек. Короче, идею вы поняли -- покоя не будет долго.


С учетом всего вышеизложенного должно быть совершенно ясно, что состояние влюбленности это весьма и весьма опасное заболевание, к которому нельзя относиться снисходительно. И если отношения с объектом вашей страсти складываются нездоровым, асиметричным и разрушительным для вас образом, то необходимо целенаправленно приводить себя в нормальное состояние.

На мой взгляд, первым этапом исцеления должна стать рефлексия, главной целью которой должна стать попытка честно признаться себе в том, что имеет место быть серьезная проблема, что ситуация зашла слишком далеко и ее просто невозможно контролировать в такой нездоровой форме. Грубо говоря, констатация очевидного факта болезни и стимулирование желания избавиться от нее.

Следующий шаг -- движение в направлении, противоположном тому, что я описал в пункте за номером три. Т.е. вместо упоительного восторга от ежесекундного падения в бездну собственных страданий, нужно из этой бездны пытаться как-то выбираться. В фундаменте этого процесса должны лежать размышления об объекте своего воздыхания, направленные не на его идеализацию, а наоборот, на его материализацию, приземление и даже демонизацию. Это, на самом деле, отлично работает и вот почему. Очень трудно, прямо таки невозможно, заставить себя постоянно переключать свои мысли с темы возлюбленной -- через какое-то время ты снова, совершенно непроизвольно, скатываешься на нее с любой другой посторонней темы. И вот тут начинает работать противоядие -- ты все еще продолжаешь постоянно думать об объекте своей страсти, но при этом мыслительный процесс направлен на то, что лишить этот образ всякой привлекательности. Это превращается в такую увлекательную игру, когда ты должен искать и находить все новые и новые негативные стороны человека, которые у него, как и у всякого смертного, конечно же есть. Иногда перелом в болезни наступает буквально от первых же формулировок такого рода. Сказал себе "блин, чувак, ну она же реально самовлюбленная сука" и испытал катарсис такой силы, что он затмил все эти бесконечные дни и ночи самоистязаний...


***

В финале этой записи не будет никаких выводов или там морали. Мне вообще кажется, что написал я ее исключительно как памятку для самого себя, но, хрен его знает, вдруг кого она и выручит в трудные времена душевных терзаний. Как минимум, это стало бы занятным аргументов в дебатах о том, что учится ли человек на чужих ошибках или только на своих собственных...


No comments:

Post a Comment