Закрыл очередную культурную брешь, посмотрев типа великий фильм (шутка ли, целых пять "оскаров"!) из заголовка.
Фильм, разумеется, ожиданий не оправдал.
Если исходить из самых популярных оценок фильма, это вроде как такая мощная антимилитаристическая картина, в которой режиссер противопоставил идилию жизни в маленьком американском городке до призыва главных героев на войну во Вьетнаме, и то, как все изменилось в плохую сторону после того, как некоторые из них начали возвращаться домой.
Обсудим первую часть фильма, которая типа показывает счастливую жизнь в американской глубинке. Во-первых, она совершенно безбожно затянута. Больше часа экранного времени зрителя кормят не пойми чем. А с учетом того, что режиссер решил сделать своих героев представителями русской диаспоры в США, у меня нет другого объяснения всей этой тягомотине, кроме такого: Майкл Чимино в рамках своей картины взялся за решение важной этнографической задачи -- показать быт, обряды и традиции русского народа. Включая такие, как обильное запивание водки пивом после посещения церкви.
Вообще все это "счастие" в первой части фильма вызывает сильно много вопросов. Маленький промышленный город в штате Пенсильвания. Чуть ли не единственное возможное место работы для всего взрослого мужского населения в городе -- сталелитейный завод, дымящиеся трубы которого уродуют городской пейзаж, в каком районе города ты бы не находился. Труд на заводе просто адский и после смены у его рабочих нет особых вариантов досуга. Только алкоголь. Бухло в городке Клэртон льется просто рекой и чтобы выпить совсем не обязательно иметь какой-то повод или праздник: окончание смены и деньги в кармане это уже железобетонная причина! Ну и вот это вот непрерывное экранное пьянство и является основным стержнем в рассказе о потерянном "счастии" в первом акте фильма.
Всем главным героям уже за тридцать, но они не имеют семьи, а некоторые вообще живут в фургоне, вместо дома и, как я уже писал выше, их главный способ времяпрепровождения -- потребление алкоголя. И изредка еще охота (т.е. убийство животных). Можно сделать соответствующие выводы о том, что творится в их головах и как они, в частности, относятся к войне во Вьетнаме. Лично мне при просмотре показалось, что вся троица вообще рванула туда добровольцами, но вроде как их призвали (если верить тому, что я постфактум прочел в Интернете). В любом случае, и они, и все население городка настроены патриотично и абсолютно не парятся по поводу того, что американцы должны в другой части планеты убивать совершенно незнакомых им людей под какими-то совершенно безумным предлогом...
В Клэртоне вообще царствуют довольно таки странные нормы морали, что, наверное, объяснимо с учетом всеобщей одержимости населения алкоголем. Один из главных героев женится на женщине, которая беременна неизвестно от кого. Другая женщина, которая типа в тоске дожидается своего возлюбленного с войны, прямым текстом предлагает его товарищу перепихнуться, дабы утешить ихнее горе.
В конце-концов, терпеливому зрителю, который все-таки высидел первый целый час бесконечных пьянок, гулянок и застолий, наконец-то показывают войну. И на сцену выходит она, "русская рулетка", вокруг которой выстроено практически все последующее повествование в фильме. И ладно, режиссеру еще можно было бы с натяжкой простить сцену с русской рулеткой в эпизоде с военнопленными, но он же этим не ограничился и придумал какую-то совершенно абсурдную историю о том, что это такая крайне популярная во Вьетнаме веселая игра-тотализатор, которой предается чуть ли не все взрослое население страны. На серьезе комментировать эти голливудские бредни просто ниже моего достоинства.
***
В свое время, при показе фильме на Берлинском кинофестивале, советская делегация сильно возмущалась по поводу картины, особенно напирая на клеветническое изображение вьетнамского народа. Как по мне, СССР определенно стоило купить это кино и запустить в широкий прокат по всей стране. Ведь о чем рассказывает зрителю эта картина? Это картина об ужасных гримасах капитализма, когда простой рабочий человек в стране обречен убиваться на каторжной работе, попутно усугубляя свое положение алкоголем, либо умирать в джунглях, в тысячах километров от своего дома на абсолютно бессмысленной для него империалистической войне. Выхода нет, совершенно отчаянное положение!
По большому счету, это крайне банальная история. Я вот сразу вспомнил о великих вояках за "русский мир", которые за две копейки гробились в своих мухосрансках, беспробудно бухали и побежали воевать в чужую страну, на Донбасс, по первому же зову пропагандонов из зомбиящика. Не знаю, может у кого-то такие люди, когда их показывают опустившимися на самое дно общества, в инвалидных креслах, без рук, без ног, может они и вызывают у кого сострадание. Но только не у меня. Как впрочем, и герои фильма "Охотник на оленей".
Да, а еще похожую героическую троицу друзей-алкоголиков, к которым автор просит снисхождения, мы видели у Ремарка сами понимаете в каком произведении.
Нет, так это не работает.