04 February 2019

Про игрожурналистику

Последние полгода я начал более-менее плотно следить за игровой журналистикой, которая освещает связанные с Nintendo темы. За это время я пришел к одному неутешительному выводу: публикация обзоров большинства инди игр происходит не без обеспечения финансовой заинтересованности со стороны разработчика или издателя игры. Тут я имею ввиду не то, что публикуются обзоры с купленными содержанием и оценкой, а то, что если вы среднестатистический разработчик очередной игры для eShop и хотите, чтобы более менее раскрученный сайт сделал на нее обзор, то вам придется за это заплатить из своего кармана. Switch сейчас очень популярная платформа, поэтому каждую неделю выпускается три-четыре десятка новых игр и чтобы одна из них попала в поле зрения даже такого плодовитого ресурса, как Nintendo Life, не достаточно просто взять и выслать промо-код в редакцию сайта. Уверен, там эти промо-коды засаливать можно.


В итоге, классическая смеха заработка любого контентного ресурса (качественный контент → большая аудитория → реклама → деньги) переворачивается с ног на голову: большая аудитория → деньги от разработчика за обзор → контент. И самое плохое в этой схеме-перевертыше заключается в том, что фактически один и тот же человек одной рукой берет деньги у игродела за написание и публикацию обзора его игры, а другой рукой этот самый обзор пишет. Как результат -- мозг даже самых стойких журналистов в индустрии оказывается зараженным вирусом повышенной лояльности к игровым продуктам, когда даже на самую заурядную игру щедрой дланью клеится оценка "ниччо так, попробуйте, может вам зайдет".

Последствия всего этого легко наблюдать по объективным показателям.
Посмотрим на статистику за 2018-й год того же самого Nintendo Life. Только три игры по итогам года получили абсолютную оценку 10/10 -- тут пока все нормально, спускаемся на ступеньку ниже. Оценку 9/10 за год получили 82 (!!) игры. Вот это уже не лезет ни в какие ворота. Ну просто тупо потому, что оценка теряет свою основную функцию -- фильтра. Если у игрока относительно мало времени/денег и ему нужен десяток самых лучших игр за год, то оценки NL в этом вопросе ему помочь никак не могут, ибо они предлагают сделать самостоятельный выбор из списка, на порядок превышающий по размеру запросы такого человека.
Еще один признак чрезмерного оптимизма: игр с оценкой 8/10 больше, чем игр с оценкой 7/10, а последних больше в полтора (!) раза, чем игр с оценкой 6/10. В каком прекрасном мире мы живем, если верить этим цифрам!


Самое забавное, как весь этот беспредел с оценками отразился на играх самой Nintendo. Вышедшая в прошлом году Super Mario Party получила 8/10. Точно такую же оценку получила игра про покемонов. В принципе, я готов согласиться с такой оценкой этих игр. Это справедливые оценки. Только для того, чтобы они работали, нужен адекватный контекст --  за год должно выходить где-то с полдюжины игр с оценкой выше, а оценку 8/10 по итогам года должны разделить ну максимум два десятка релизов (а не почти две сотни!!).

В итоге, некоторые издания, пытаясь сохранить теплые отношения и с игроками, и с теми, кто оплачивает банкет, просто напросто отказались от выводов в виде конкретного числа. Смотрите на "Игроманию" с их замечательными выводами вида "Играть? Да" вместо старой доброй оценки. И "Стимовское" разделение на белое и черное, очевидно, имеет те же самые корни...
Такой вот бизнес. Ничего личного.


No comments:

Post a Comment