22 January 2015

"Левиафан": медведь выпал из гнезда и встал с колен

Посмотрел замечательный русский фильм "Левиафан" и хотел бы поделиться некоторыми соображениями по этому поводу.


В последнее время фильм приобрел скандальную и даже дурную славу в Сети, и после просмотра мне стали совершенно ясны причины такого отношения к картине.
Фильм "Левиафан" -- мощнейшее произведение на тему дремлющей силы русского народа, фильм о путях его возрождения в последнее десятилетие в России. К сожалению, нынешние реалии таковы, что у России очень много врагов и недоброжелателей, как внутренних, в лице всякой пятоколоночной либеральной мрази и им сочувствующих, так и внешних, которым совсем не по нраву удивительные процессы возрождения и укрепления этого государства. И очевидно, что когда на глаза всем этим людям попалось такое сильное, светлое и убедительное произведение о стране, которую эти люди всем сердцем боятся и ненавидят, то все эти завистники и враги России принялись отравлять своим ядом и желчью просторы Сети. Отсюда та самая "скандальность"...



***

В двух словах о том, что показано в картине, о чем она нам рассказывает.

Сюжет довольно таки незамысловат, но глубоко символичен.
Практически весь фильм нам показывают гнилой и полуразвалившийся дом, стоящий на живописной окраине небольшого русского городка; дом, в котором обитают крайне несимпатичные зрителю люди -- сборище воинствующих безбожников, прожигающих свое бессмысленное существование в ежедневном грехе.
Режиссер продемонстрировал зрителю полный набор всякой мерзости. И праздность, и алкоголизм, и сквернословие, и прелюбодеяние. О чем говорить, если даже малый ребенок, проживающий в этом чумном бараке, и тот порочен -- употребляет спиртное, не почитает родителей своих.
Исход всех этих богопреступлений более чем закономерен -- в сие логово антихриста приходит новый смертный грех, страшнее прежних. Убийство.

Но в том и есть великая сила настоящего искусства, дабы после демонстрации всех этих ужасов неправедных показать людям путь истинный, дать свет и надежду. Финальная сцена картины, которая занимает какие-то считанные минуты по хронометражу, тем не менее, есть однозначный и очень убедительный ответ на все те сложные вопросы, которые были заданы по ходу повествования!...


Нет больше на земле того страшного дома -- след его простыл, камня на камне от него не осталось!
Зима! Удивительная по красоте и силе первозданная русская природа!
Светлый, девственно белый снег укутал землю. А на земле той стоит красивая новая церковь. А в церкви той -- толпы радостного люда. У них у всех большой праздник -- Рождество! Люди радуются и смеются -- Христос воскресе!
На месте, где еще вчера творились мерзости безбожия, сегодня радостно потрескивают восковые свечи, собрались лучшие люди города, которые своими светлыми лицами внимают словам об Истине, о Боге, о Православии!

Тут же зрителю показывают старого знакомого -- мэра городка, Вадима Сергеевича, полного антипода безбожника и убийцы Николая. Мэр -- человек нравственный и очень набожный. Это он, не без труда, снес проклятый дом, разрушил эту воронью слободу. И это он построил новую церковь.
Выборы, о которых Вадим все время упоминал по ходу фильма, он, скорее всего, уже выиграл. Или обязательно выиграет. И следующие -- выиграет наверняка. В этом зритель ни капли не сомневается.
В церковь мэр привел своего маленького сына, который наверняка, через десяток другой лет, займет кресло своего отца, дабы цепочка нужных и богоугодных дел ни на секунду не прекращалась...

Богослужение заканчивается, и зритель видит длинную вереницу дорогих машин, которая говорит ему о том, что даже маленький городок в российской глубинке живет богато и в полном достатке. И на душе у зрителя становится светло и спокойно...

***

Но конечно, не все так хорошо и просто.

Например, нельзя не упомянуть очень важного персонажа фильма -- Дмитрия.
И если к финалу фильма зрителю совершенно ясно, что Николай получил свое, сидит в тюрьме и будет там сидеть еще очень долго, то вот с Дмитрием все сложилось иначе -- он укатил обратно в Москву и у него, возможно, все пока складывается не так уж и плохо. А персонаж этот был изображен крайне мерзким типом: столичный либерал, циник, вымогатель, безбожник и прелюбодей.


Режиссеру, к сожалению, не хватило хронометража ленты для того, чтобы полностью раскрыть зрителю образ Дмитрия, обозначив позиции этого персонажа по таким жизненно важным вопросам, как, например, отношение к белоленточникам или там бандеровцам на Украине, но, как мне кажется, он рассказал зрителям о своем герое нечто другое, не менее важное.

Мне кажется, что Звягинцев довольно явственно намекает зрителю на тот факт, что имеется за Дмитрием еще один смертный грех, что он имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию, попросту говоря, является содомитом. И думаю я так, не только на основании сцены, когда Дмитрий очень уж тесно, выходя за всякие рамки приличия, обнимается с Колей, нет. Я полагаю, что более важным признаком являются отношения Дмитрия с Лилией. Мы видим, что жена Дмитрия не испытывает особой радости от близости с московским адвокатом. И не только потому, что это страшный грех и она изменяет мужу, но и потому, что она просто неудовлетворена, на что нам однозначно указывает сцена, где она уже после того, как все случилось, предстает полностью оголенной ниже пояса; даже детям известно, что ежели баба удовлетворена, она спешит трусы натянуть, чтобы удовлетворенность эта в ней подольше задержалась. Да и лицо у удовлетворенной бабы не такое. Вот и выходит, что в постели с гомосексуалистом Дмитрием она оказалась движимая лишь одним чувством -- ревностью к собственному мужу и желанием отомстить ему за измену...

К сожалению, в "Левиафане" Дмитрий избежал заслуженного возмездия. Великодушие и милосердие глубоко верующего Вадима Сергеевича спасает его никчемную жизнь, которую он едет прожигать дальше в столицу. Очевидно, что режиссер сделал этот ход специально. Во-первых, чтобы зритель не расслаблялся, и понимал, что в России зло пока еще не побеждено окончательно, а во-вторых, явно намекает на то, что в России хорошие, светлые люди живут в глухих провинциальных городках, в деревне, а не в утопающей в роскоши и разврате Москве.


***

В фильме имеется очень сильный символический пласт. 

Например, хочется упомянуть огромный скелет кита и мальчика, рыдающего глядя на него. Совершенно ясно, что тут режиссер хотел показать близорукую, ничего не смыслящую интеллигенцию России, которой видится в этих останках гигантской селедки их собственная погубленная страна... А демонстрируют нам этот самый глупый и бессмысленный плач на фоне удивительной по красоте и силе живой природы России, которую глупое дитя просто не замечает под собственным носом.


Или вот другой символ, из Евангелия -- рыба.
Именно рыбой Христос накормил страждущих, явив очередное свое чудо. Ясно, что рыба в фильме это несметные природные богатства, нефть и газ, которыми Бог наградил свой избранный народ для счастливой жизни и процветания на территории России...


***

Тема -- образ Путина в фильме "Левиафан" настолько обширна, что заслуживает отдельного глубокого изучения, я же только пробегусь по верхам.
Для меня совершенно очевидно, что городок Прибрежный в фильме, это такая модель всей России, ну а мэр города, Вадим Сергеевич -- некий символический образ Путина. 
Я бы даже сказал, что непростая, но богоугодная борьба мэра за место для постройки церкви в "Левиафане" есть почти полная аллюзия на блестящую многоходовку российского президента по присоединению Крыма, а в самой ближайшей перспективе, и всей Малороссии, и сказал бы так, если бы не понимал, что сценарий фильма был написан задолго до славных событий 14-го года, а значит все это надо воспринимать буквально как вещи пророческие.


Зритель задается вопросом -- а верит ли в Бога бывший офицер КГБ СССР? (хотя бывших тут не бывает...) И тут же отвечает себе -- верит! Конечно верит! Причем верит так же искренне и неистово как мэр маленького городка Прибрежный. Да, конечно, вера это очень непростая, ей предстоят нелегкие испытания, но каждый такой преодоленный жизненный порожек делает ее крепче, надежнее, яснее! 

Путин постоянно присутствует в картине, зримо и незримо. 
Зримо -- в кабинете мэра, где образ Вадима Сергеевича в буквальном смысле сливается с образом человека, для которого он и был выдуман как образ. 
Незримо -- в сцене выезда на природу, когда Владимира Владимировича не оказывается в компании таких великих людей, как Леонид Ильич Брежнев... Режиссер как бы говорит зрителю с экрана -- время Путина еще не пришло, самое интересное и важное еще впереди, а деяния этого человека обязательно войдут в славную историю России на долгие века! 


***

Ну что ж, настало время подводить какие-то итоги по картине и ко всему вышесказанному. 
Наверное, лучше всего это было бы сделать просто вставив сюда один в один речь архиерея, которую он произносит в финале картины на великоденный праздник Троицы... Там сказаны такие слова, к которым трудно что-то добавить или отнять. 

Честно говоря, я был сильно разочарован тем фактом, что фильм "Левиафан" был снят не Никитой Михалковым, а другим режиссером, доселе мало приметным на поприще духоподъемных патриотических произведений на тему величия России... 
Кто, черт возьми, как не Михалков должен был снять полотно на тему вековой мудрости "вся власть от Бога"? На весь мир громогласно заявить о том, что именно православная церковь есть главный стержень русского народа, его скрепы, его тайный дух, а власть в державе есть лишь ее проекция на государственную систему? 
Идеи эти, они ведь краеугольным камнем лежат на славных станицах истории русского народа! Тема эта многократно воплощалась в искусстве, всегда волновала, будоражила лучшие умы богоугодных и богоборствующих русских писателей, от Пушкина и Горького, до Маяковского и Булгакова... Смычка, и я бы даже сказал случка, государства и церкви, как залог могущества и процветания народа, есть вечная тема, и я очень рад, что ей посвящаются такие великие произведения искусства, как фильм "Левиафан". 

No comments:

Post a Comment