11 February 2023

Steam Deck: первые впечатления

Прошлой осенью стукнуло четыре года, как у меня в доме появился Nintendo Switch. Более чем достаточно, чтобы в полной мере распробовать прелести портативного гейминга. Поэтому, когда Valve анонсировали Steam Deck, я сразу же им заинтересовался. Некоторое время после старта продаж эта консоль была в жутком дефиците и, даже если что и доезжало к нам в страну, у барыг это продавалось по совершенно неприличным ценникам.
Как мы знаем, в прошлом году наконец-то завершилась острая фаза дефицита полупроводников, консоль начала свободно продаваться, а значит некоторые товарищи, доставляющие к нам консоли из Европы, поумерили свои аппетиты. 

Так как у меня за плечами богатый опыт использования актуальной портативки Nintendo, то, рассказывая о Deck, я буду, в первую очередь, сравнивать конкретно эти две приставки. 

И еще. Deck, как и Switch, умеет работать в док-режиме, но т.к. лично у меня на хозяйстве есть современный ПК, подключенный к 75" телевизору, и внушительная коллекция Xbox геймпадов, то приставку от Valve я буду рассматривать исключительно в портативном сценарии использования.   


Внешний вид 

Steam Deck очень большой. В сравнении со Switch -- прям таки огромный. 
Если использовать приставку исключительно в помещении, то никаких особых неудобств это не приносит. Она не тяжелая, очень удобно лежит в руках и с ней без проблем управляется даже моя одиннадцатилетняя дочь.  
На самом деле, такие габариты дают немало преимуществ. Есть куда отводить тепло, чтобы оно не проходило через области, где игрок держит руки. Valve не поскупились на огромный хват и держать Deck намного комфортнее, чем плоский как доска Switch. Большой экран в 7", использовать который сильно приятнее 6.2" малыша, который ставят в модели без OLED технологии. 
И, наконец, органы управления -- их много, сильно больше, чем у Switch, и они заметно удобнее. Но про управление надо писать отдельно. 

Во-первых, стики, которые имеют большой ход и по размерам соизмеримы со стиками классических полноразмерных контроллеров, а не с огрызками, которые ставят на джойконы.
Во-вторых, нормальная крестовина, вместо кнопок. Единственная к ней претензия (да и вообще, единственная претензия из области органов управления) -- она не очень удобная для прожима диагоналей в файтингах. Если что, в этом смысле, Switch Pro Controller не сильно лучше.
В-третьих, есть четыре дополнительные кнопки на тыльной стороне, на которые можно цеплять, к примеру, клавиатурные "Enter" и "Escape" для игр, которые не идеально управляются с геймпада.     
В-пятых -- целых два тачпада, которые закрывают вопрос с играми, заточенными под управление мышкой. Дополнительный бонус -- на левом тачпаде, кроме центрального клика, есть еще четыре клика по периметру.


И добавьте сюда еще и полноценный сенсорный экран (с мультитачем, который, например, прекрасно работает в эмуляторе Nintendo Switch). И еще гироскоп, но о нем лучше говорить уже в контексте... 

...абсолютно нереальных возможностей тонкой подстройки управления под себя для любой игры.  
Я не буду тут прям в деталях рассказывать о том, что и как поддается кастомизации в этой сфере (по этому поводу можно прям целый отдельный трактат написать), приведу в пример лишь тот самый гироскоп. Его можно активировать абсолютно в любой игре, причем он может подменять собой как ввод мыши, так и ввод правого стика джойстика. По факту, это означает, что ты можешь прицеливаться с помощью гироскопа в абсолютно любой игре, например, при эмуляции какого-то ретро шутера с Playstation 2. 


Игровая оболочка и игры Steam 

Из коробки Steam Deck содержит в себе сразу два клиента Steam. Первый -- "классический" десктопный. Второй -- специальная версия, которая хорошо выглядит на маленьком экране и удобно управляется с помощью встроенного контроллера. Ничего плохого про нее сказать не могу: она хорошо продумана, содержит в себе большинство функций "классики" и она вполне себе user friendly. 

Что касается непосредственно игр (которые, в подавляющем большинстве случаев, запускаются в режиме эмуляции Windows и Direct 3D), то ситуацию я бы обрисовал следующим образом. Существует такой сайт -- ProtonDB, на котором сообщество собирает информацию о совместимости той или иной игры с эмулятором Valve. Так вот, согласно этому сайту, из топ 1000 самых популярных игр Steam, есть информация о работоспособности 95% из них: 73% игр получили "платину" или "золото" за совместимость (что означает работу, близкую к идеальной), а "бронза" или статус "поломанная" только у 9% игр. 

На практике это означает, что вы можете без проблем играть в 80-85% всех существующих в Steam игр. А это очень, очень большая цифра. 

Из моего личного опыта (а у меня коллекция из 400+ игр в Steam), так я вообще не припоминаю, чтобы я захотел во что-то сильно поиграть и оказалось, что оно на Deck'е не работает. 


Эмуляция

За свои $400 Steam Deck это совершенно убойное, ультимативное устройство для эмуляции различных приставок. 
Даже если бы он умел выполнять только эту функцию, то исключительно ради этого его стоило бы выпустить.

Возможности эмуляции ограничены двумя факторами. Первое -- качество существующих эмуляторов. Второе -- аппаратные ограничения. Чаще всего проблемой становится первое. А вот если говорить про эмуляцию на Switch, то в контексте платформ из XXI века, то проблемой чаще всего становится второе -- в портативном режиме приставка от N нормально не тянет даже эмуляцию игр с PSP. 

Наверное, проще перечислить те платформы, которые Deck не умеет эмулировать. 
Я не пробовал эмуляторы Xbox, но это, в общем и целом, сама по себе довольно таки тухлая тема. Похоже, что людям просто не интересны эксклюзивные проекты платформы Microsoft, мало кто это направление прорабатывает. 
Playstation 3 эмулируется с помощью RPCS3. Тут имеются и серьезные проблемы с совместимостью (треть игр нормально не работает). И очень жесткие требования к CPU из-за крайне хитрой архитектуры PS3, которую весьма не просто эмулировать. Тем не менее, есть достаточное количество проектов, в которые, при желании, можно играть. 

Ну и отдельная тема, от которой очень сильно бомбит у Nintendo, это эмуляция Switch.
По сравнению с PS3, тут все сильно лучше и с точки зрения совместимости (в том числе и потому, что существуют как минимум два конкурирующих между собой решения) и с точки зрения требований к аппаратной части. 
Я попробовал с десяток игр, практически все работали хорошо, близко к идеалу. Из эксклюзивов, например, запускал "Captain Toad: Treasure Tracker" и "New Super Mario Bros. U Deluxe". Также запускал достаточно графонистый "Donkey Kong Country: Tropical Freeze" -- работает очень хорошо, с крайне редкими просадками до 55 fps. Слышал, что многие без проблем гоняют в "Mario Kart 8 Deluxe".
Из неэксклюзивов, например, запускал "Persona 5 Royal".

Вообще, использовать эмуляцию Switch как резервный вариант для запуска современных игр -- не такая уж и плохая идея. 
За счет этого можно:
- взять что-то, что плохо лежит и не защищено каким-нибудь Denuvo
- заметно сэкономить на занимаемом игрой месте на диске  
- выиграть что-то в системный требованиях 
- получить более удобное управление 
- получить более читаемые шрифты.

   

Отдельно отмечу, что зачастую эмуляторы достаточно капризны в работе и требуют тонкой подстройки работы процессора, причем с помощью инструментов, которые не предоставляет Valve. CPU не успевает оперативно корректировать свои рабочие часты и случаются просадки частоты кадров, которые лечатся с помощью отключения hyper-threading'а или, например, фиксацией рабочей частоты. Такого рода подстройки осуществляются с помощью штуковины под названием PowerTools, которая интегрируется в ту же самую боковую шторку, где находится инструментарий Valve.  


Полная свобода

Отдельно стоит написать про открытость платформы SteamOS.

Под капотом у гаджета -- Arch Linux. В качестве оболочки используется KDE Plasma.
 
Steam Deck это полноценный x86-64 компьютер со всеми вытекающими из этого последствиями. 
Хочешь Firefox запускай, хочешь -- FTP server, хочешь -- С++ компилятор. При этом можно подключить полноценные клавиатуру и мышку, а картинку вывести на обычный монитор или телевизор. 


Поэтому тут такое раздолье с эмуляторами. 

Разумеется, нет никаких препонов на уровне файловой системы. Переноси или модифицируй сохранения игр. Устанавливай любые моды. 
Торрент-трекеры, если за какую-то игру жаба душит деньги платить.       

Отдельным пунктиком идет установка обычной Windows. Лично я до этой стадии пока не дошел -- не вижу особого смысла. 


Заключение

И что у нас получается в итоге? Лично для меня Steam Deck это любовь с первого взгляда. Устройство, после которого в сторону Switch даже смотреть не хочется. 

Практически вся кросс платформа наконец-то начала работать нормально. Причем, как AAA игры, так и всякая "индюшатина".
Из AAA сегмента не буду вспоминать затасканный пример с "Witcher 3". Вот лично я реально кайфанул от Mortal Kombat. Врать не буду, 11-ю версию я не ставил, но XL работает просто шикарно и на его фоне невозможно без слез вспоминать как выглядит порт последней части для Switch. При этом в плане автономности (тема, на которую так любят давить фанаты портативки от N) я имею три с половиной часа.

Тоже самое касается и менее амбициозных проектов, и даже большого числа игр из инди сегмента.
Наконец-то человеческий вид приобрела "Ori and the Will of the Wisps". Наконец-то побежала "Horizon Chase Turbo", со стабильным фреймрейтом и без статтера на каждом кругу. В "Bloodstained" появилась картинка вместо мыла и 60 fps. "Little Nightmares" -- 60 fps, быстрые загрузки после смерти, а разрешение при этом даже выше, чем на Switch в доке (время работы игры с полного заряда -- в районе четырех часов).  
И так продолжать можно просто до бесконечности. Самым большим откровением для меня стала  "New Super Lucky's Tale". Эту игру я полностью прошел на Switch, поэтому хорошо знаю, как она работает. Запустил ее на Deck и словно попал в совершенно другую игру -- с быстрыми загрузками (ох, как это было мучительно на Switch) и 60 fps! 
И на всей этой красоте батарея обычно выдает 3-4 часа уверенной работы.

А с другой стороны, вспоминаешь как сейчас сегодня выглядят игры, которые выпускаются эксклюзивами для Switch. Берем только прошедший год. Kirby -- 30 fps с весьма невыдающейся картинкой. Ужасно работающая "Bayonetta 3". Еще более ужасные новые покемоны Skarlet and Violet... И все это на фоне того, что Nintendo официально не работает в Украине и на фоне запредельных ценников в eShop. Это налог на портативность, который нет смысла платить, когда на рынке есть Steam Deck. 

Я скажу, что Steam Deck это прям супер идеальное решение, которое подойдет всем и каждому, но лично я свой Switch Pro для портатива уже получил. С хорошей графикой. С открытой платформой. С региональными ценами. С бесконечными возможностями по эмуляции. 


No comments:

Post a Comment