09 January 2013

...и пусть автомат решает

Заголовок записи, который может показаться агрессивным, на самом деле очень миролюбив -- он об автоматике фотоаппарата.

За более чем полгода эксплуатации Sony A33 я внезапно поймал себя на мысли, что я реально меняю при съемки только каких-то жалких три параметра.


Снимаю я всегда в приоритете диафрагмы.
Соответственно, первый параметр, которые я меняю -- диафрагма.
Меня я его не так уж и часто, как могло бы показаться.
Дома я снимаю исключительно на 35 мм и использую только максимально открытую дырку 1.8, потому что лучше пусть что-то вылетит из зоны резкости, чем будет высокое ISO всего снимка.
На улице почти всегда снимаю на 85 мм. Тут вообще все просто -- всегда открытая на 2.8, и закрываю я только в одном единственном случае, когда на ярком солнце уже просто не хватает выдержки.
Выходит, что если я когда и кручу диафрагму, то только при съемке на 35 мм на улице, что само по себе бывает не очень часто, не говоря уже о том, что бывает прикроешь один раз до 2.8 и забудешь про нее вообще.

Второй параметр -- область фокусировки. Сам я практически всегда снимаю только с фокусировкой по центральной точке, а вот когда отдаю фотоаппарат жене, облегчаю ей жизнь и ставлю все точки. Кстати, в связке с распознаванием лиц работает эта штука весьма и весьма не плохо, и проблема если и возникает, то только когда нет датчика в области лица или когда ГРИП очень маленькая, а датчик попал на область, лежащую сильно не в той же плоскости, что и глаза.

Третий параметр -- режим замера экспозиции. Тут все очень просто -- дома это всегда по всему полю, а на улице почти всегда с большим весом для центральной зоны, чтобы не иметь проблем при съемке в контровом свете.

Экспокоррекцией я практически никогда не пользуюсь -- лень возиться, плюс на пару стопов я всегда могу крутить в редакторе практически без потерь качества просто потому, что всегда снимаю в raw.

И два слова про ISO. Если не использовать съемку со штативом или со вспышкой, то можно один раз поставить ISO auto и забыть про него. Очень часто от всяких "авторитетов" я слышу нравоучения о том, что ISO auto категорически нельзя использовать, ибо высокое ISO сильно портит картинку. Собственно я всегда на это отвечаю просто -- а что делать, если темно, а снимать надо, с рук и без вспышки? Какие есть альтернативы?
Правильно, альтернатив нет, все равно ISO придется повышать, только проблема тут в том, что это каждый раз придется делать руками, и не забывать про это. К чему это приводит? К тому, что смотришь в exif очередного кадра сделанного таким "гуру" и видишь, например, следующую картину: Av режим, 5D Mk3, 135L, f/2.0, 1/800, ISO 1600. По выдержке имеем запас минимум два стопа, т.е. ISO вполне мог бы быть 400. Вопрос -- почему снято на 1600? Да просто потому, товарищ один раз поставил 1600, а вернуть на место тупо забыл (или забил).
Конечно, бывает и такое, что это всего лишь последствия борьбы с автоматом, который плохо работает и иногда ставит опасные выдержки (и, кстати, за Canon такая болезнь водится). В случае Sony все проще -- автомат абсолютно надежен и предсказуем, он никогда не поставит опасную выдержку, если у него есть возможность поднять ISO. В случае моего хозяйства, порог 1/60 для 35 мм и 1/160 для 85 мм -- даже несколько с запасом, особенно учитывая стаб в тушке.

Мораль? Не так страшен черт, как его малюют -- при использовании зеркалок со всеми этими бесконечными кнопочками, крутилками и вертелками в реальности очень часто вообще можно снимать ни о чем не думая.

No comments:

Post a Comment