04 February 2013

Turn the Page

В жизни моей происходит эпохальное событие. Смена эпох. Я -- меняю работу.
Уверен, многие сейчас скажут "подумаешь! лично я это делал сто раз!", но моя личная история в этом плане -- история особенная.

Первый раз на работу я устроился в самом начале пятого курса, в далеком 2000-м году и... и вот с тех самых пор я там так и работал. Больше двенадцати лет.

Пришел когда-то сопливым студентом -- ухожу, хуле скромничать, высококлассным специалистом.
Чисто в материальном плане это никогда не было сильно выдающееся место -- вокруг меня были места финансово значительно более интересные, и если бы только это было бы для меня важно, я бы уже давно ушел. Самое главное, что был очень хороший коллектив, и были большие возможности для саморазвития, чем я всегда пользовался по максимуму.


Мой текущий проект стартовал в далеком 2007-м году. Этот проект -- самое большое, что я сделал в этой жизни, самое большое, чего я достиг. Сегодня я оглядываюсь на него, моего пятилетнего ребенка, и понимаю, что мне есть чем гордиться.

На момент старта я был абсолютно один, команды не было вообще. Опыта создания систем такой сложности у меня за плечами не было, как и не было опыта использования C++ в таких масштабах. Кадровые вопросы решались мной, и решались очень не просто в силу ситуации на рынке труда и доступного мне ресурса. По их итогам, оказалось, что самый сильный человек, которого чудом удалось привлечь в команду, всю свою сознательную жизнь вроде как и "писал" на С++, но по факту -- говнокодил. И пришел он к нам лишь потому, что сам хорошо понимал сей прискорбный факт и очень хотел выйти на качественно иной уровень. Все остальные имели минимальный опыт или около этого, вплоть до того, что я взял девочку сразу после вуза вообще с нулевым опытом работы. Или инженера-электронщика с "Укртелекома", который к тому времени разменивал уже четвертый десяток, и профессионально ни дня не работал программистом; программирование было всего лишь его хобби...

К сожалению, очень много сил в проекте, пота и крови, было положено на совершенно глупую борьбу хрен знает с чем. И дважды приходится сожалеть о том, что очень часто все эти трудности на ровном месте возникали из-за совершенно глупой и бессмысленной спешки, когда по итогам никто ничего не выигрывал и мы теряли в разы больше времени.
История про качество драйверов в используемом нами дистрибутиве embedded Linux для C6410 достойна отдельного остросюжетного романа, в котором мат будет идти буквально через слово. У меня был довольно продолжительный период, когда я буквально каждый день с каких-то безымянных китайских файлопомоек качал и качал ядра Linux для нашей многострадальной платы. Потом распаковывал, запускал diff и пытался понять что же это за рыбка попалась в этот раз в наши сети... А еще можно вспомнить епическую историю переписки с нашими китайскими братьями по разуму, многие из которых свои ответы тебе пишут прямо на китайском и даже не удосуживаются их, ради приличия, в Google Translate засунуть... Можно вспомнить и самостоятельное портирование огромной подсистемы из одной версии ядра в другую, это при том, что у нас вообще нет специалистов по ядру Linux... В общем, на пенсии мне будет что рассказать в своих мемуарах.

Отдельная история -- трудности совсем иного характера.
Когда в один прекрасный день тебе говорят, что деньги у инвесторов кончились, поэтому зарплата теперь твоя будет 50%, а остальное идет на некий виртуальный "депозит" и эти деньги где-то через полгодика ты, может быть, получишь, если, конечно, хорошо сделаешь то, что от тебя требуют. Требуют, разумеется, с совершенно нереальными сроками.
Про войны с арендодателем, который из-за наших сумасшедших долгов по аренде пытался нас выкурить просто как тараканов, отрубая подвод электричества. А у нас был второй левый подвод и мы по нычке им пользовались, вплоть до того, что вечерами не включали общее освещение, чтобы нас не запалили.
Про попытки сэкономить целых $50 при покупке нового монитора.
Про вынужденный отказ от аренды соседнего офиса, после чего в относительно небольшом помещении вынуждены были размещаться более десятка человек, буквально на головах друг у друга.
Про то, как я просил хотя бы небольшой прибавки к зарплате своего подчиненного, мне отказали, а меньше чем через полгода, этот человек, в которого была вложена масса моих сил и нервного здоровья, ушел.
Про горящие не по твоей вине сроки, когда ты три недели подряд вообще не имеешь ни одного выходного дня и уходишь с работы ближе к ночи.
В конце-концов про зарплату за октябрь, которую тебе, в виде большого одолжения, дают на Новый Год...

Я все это терпел. И продолжал трудиться, надеяться и верить, так ни разу и не услышав "спасибо" за свой, казалось бы, неисчерпаемый запас лояльности.

Так закалялась сталь.

Поэтому сегодня, когда я окидываю взглядом результаты своих трудов и труда коллег, работавших со мной бок о бок, когда подвожу какие-то итоги последней пятилетки, я испытываю гордость. Я отчетливо понимаю, что вся эта огромная махина моего последнего проекта создавалась не "за", а вопреки всему, и далеко не в последнюю очередь, благодаря моей железной воле и целеустремленности.
За эти годы с нуля нашей командой был написан код, который представляет собой большую и технически очень сложную платформу для создания продуктов в сфере VoIP. На основе этой платформы уже выпускается три разных продукта. Еще несколько находятся в разработке. Написано более полумиллиона строк C++ кода, кода хорошего, за который мне не стыдно -- надежного, переносимого, высокотипизированного, задокументированного и очень плотно покрытого тестами. Значительные части этого кода работают на трех принципиально разных аппаратных платформах -- ARM, Blackfin, x86. Под четырьмя разными операционными системами -- Windows, Linux, FreeBSD, VDK. Компилируются с использованием трех разных компиляторов.
Определенно, мне есть чем гордиться.


***

Читатель, который выше по тексту ознакомился со всеми трудностями моей старой работы, наверняка подумал про себя, что я просто конченный мазохист и любой нормальный человек уже двадцать раз поменял бы работу. Что я имею ответить такому читателю. 
Во-первых, когда человек искренне увлечен своей работой, и ему нравится то, что он делает -- такой человек может на очень многое закрывать глаза. 
А во-вторых, как только последствия кризиса дали о себе знать в моей компании в полной мере, я тут же начал смотреть что предлагается на нашем рынке труда. Фактически, я в ленивом режиме ищу работу с лета 2009-го года. Я успешно прошел множество собеседований.  Я получил немало вполне конкретных предложений по трудоустройству, в том числе, финансово сильно более интересных, чем мое текущие место. И от всех от них я до сих пор отказывался. 

Почему? Главная причина -- не хочется заниматься гавном. На работу тратятся лучшие годы жизни, масса сил, времени и здоровья. Я не желаю рассматривать работу как вынужденное зло, типа надо ж где-то себе на хлеб деньги брать; я хочу получать удовольствие от того, чем я занимаюсь практически каждый божий день. Так вот, в контексте такой постановки вопроса могу сказать, что наш местный рынок труда чертовски уныл. Тотальное засилье третьесортного аутсорсинга, когда на тебя спускают такое гавно, к которому никакой уважающий себя программист и за три мили подходить не будет. Я много писал на эту тему, например, была у меня такая вот заметка Про "звездную болезнь" программистов. Ситуацию в таком вот нелицеприятном свете вижу не только я. Например, у меня есть знакомый Java программист, который имея в своем родном городе квартиру, жену и двоих детей, вынужден работать в киевском офисе компании. Компании, которая имеет офис и в Одессе. Но он выбрал столицу, город, который он ненавидит. И он вынужден там снимать квартиру и практически каждые выходные мотаться к своей семье, а потом обратно на место работы. И делает он это совсем не потому, что там ему тупо сильно больше платят -- с учетом геморроя и расходов на съем квартиры по деньгам выходит совсем не интересно. Делает он это по простой причине -- там работа качественно другая, гораздо более интересная...

Возвращаемся к моей скромной персоне.
В общем, теперь, вроде как, наконец-то, награда нашла своего героя -- хочется верить, что я все-таки нашел себе годное место; место, где мне будет интересно и будет к чему приложить весь свой немаленький опыт, всю свою энергию. Главное, чтобы все мои порывы там, как болото, не засосала гребанная корпоративная среда. К сожалению, я часто видел такое в жизни.

Ну и выкладываться, конечно, собираюсь по полной. Проект -- масштабный, у меня -- амбиции, место -- новое, надо как-то заявлять о себе, зарабатывать имя. В связи с этим, планирую серьезно ограничивать свой регулярный информационный поток, социальную активность, в том числе, и ведение этого блога. Очень надеюсь, правда, что блог не будет заброшен окончательно, ибо считаю, что красивое, хорошо построенное изложение своих мыслей и идей на бумаге, пусть даже и на темы, отвлеченные от программирования, есть отличная зарядка для ума любого разработчика. Обывателя часто удивляет тот факт, что программирование это больше дисциплина гуманитарная, часто сильно далекая от математики (тыц), а по факту -- изложение своих мыслей, что на C++, что на русском, имеет под собой очень много схожих черт, и этот вопрос многократно обсуждался и исследовался. Когда у тебя в голове опилки, опилки будут и в твоем блоге, и в твоих исходных кодах. Поэтому очень надеюсь, что блоговедение за мной не заржавеет окончательно и сохранится хотя бы как тренировка, которая "ум в порядок приводит".

На этом пока все. Продолжение, уверен, следует.


No comments:

Post a Comment