18 February 2013

Обзор Fujifilm X-E1: тотальное недоразумение

Сразу оговорюсь  -- это не совсем обзор в каноническом его понимании. Я не буду в сотый раз пересказывать все то, что уже итак всем давно известно -- что где расположено и где какая кнопка находится. Вместо этого я расскажу о своих впечатлениях от использования камеры, которая, не смотря на то, что находилась у меня относительно недолго, тем не менее, использовалась довольно плотно и отработала со мной важное мероприятие -- утренник любимой доци (пока что так выходит, что утренники я каждый раз снимаю на разные камеры, предыдущие два были сняты на Canon 7D и Sony A33).

Камера вместе с объективом 35 мм f/1.4 была мне любезно предоставлена на тест представительством Fujifilm в Украине за что им большое спасибо. Постоянные читатели моего блога знают, что я человек прямой как та кишка в организме -- что вижу, о том и пою; поэтому дружба дружбой, а писать придется правду как она есть, без всяких прикрас. Очень надеюсь, что у Фуджи выше по иерархической лестнице сидят люди понимающие и из-за моего текста и из-за того, что "камеру на тест дали неправильному человеку", никто не пострадает. Люди просто добросовестно делают свою работу. Я -- свою.
Поехали!


Внешний вид и управление. 

В плане внешнего вида я человек совершенно не привередливый. Мне совершенно наплевать как камера выглядит, главное, чтобы снимала хорошо.


Если смотреть на X-E1 как на современную беззеркалку, то это будет совсем не чемпион в плане компактности. Тем страннее кажется отказ от нормального хвата под правую руку -- при классической переноске камеры в одной руке с намотанным на нее нашейным ремнем, пользоваться камерой ужасно неудобно.
При хвате двумя руками особых проблем не наблюдается.

Что же касается управления... Мне очень импонирует идея Fuji по управлению камерой, когда пользователю дается два колеса прямого управления выдержкой и диафрагмой, на которых, помимо всего прочего, есть режим "авто". Это сильно удобнее классического PASM селектора. На бумаге. На практике, к сожалению, все оказалось довольно печально.

Во-первых, ход колеса диафрагмы на объективе, как по мне, слишком легкий, из-за чего он постоянно норовит уехать с установленного значения. Это "электронные" крутилки при выключенной камере ни на что не влияют, тут же на лицо проблема -- пока камера лежит в рюкзаке, или висит на шее или когда ты берешь ее в руки, есть совсем ненулевая вероятность случайно задеть колесо на объективе и поменять значение диафрагмы.

Во-вторых, с колесом выдержки ровно обратная проблема -- сильно тугое; поэтому поменять выдержку -- целое дело, одним пальцем даже и не справиться. Но главная проблема с этим колесом совсем другая, см. следующий пункт.

В-третьих, колесо выдержек содержит слишком мало значений. Из-за физически ограниченного пространства используется шаг в один стоп. Это очень много.
Товарищи из Фуджи вроде придумали как решить эту проблему -- значение выдержки можно уточнить с помощью клавиш "влево" и "вправо", дык в этом месте несчастного фотографа ждет самая большая засада. Выбранное уточненное значение выдержки "слетает" не только после выключения камеры, но даже после таких безобидных действий, как заход в режим просмотра снимков. Бесит сей нюанс просто неимоверно!

Пример из практики. На утреннике решил снимать с диафрагмой f1.8, выдержкой 1/100 (все-таки дети) и auto ISO. Поставил на колесе выдержек 1/125, скорректировал курсором значение до 1/100 и начал снимать. Много раз выключал камеру. Много раз заходил в просмотр снимков. Старался каждый раз не забывать возвращать значение выдержки обратно на 1/100, однако итог вполне закономерен: ровно на половине снимков стоит 1/100, на другой -- 1/125. Ну какой вредитель это придумал, а?


Автофокус

Теперь, Маша, о главном. 

Все знают, что автофокус у беззеркалок Фуджи не очень хорош. Знал это и я. Страшные картины рисовались в моей голове, но реальность оказалась намного, намного брутальнее.

На всякий случай напишу, что фокусировку с заходом в макро я сразу отключил. И версия прошивки, и для тушки, и для объектива, была самая последняя, та самая, которая релизились с клятвенными обещаниями разработчиков сильно улучшить скорость автофокуса. Каким он был до этих обновлений мне даже страшно представить...

Итак, автофокус.

Вне зависимости от того, на какое расстояние объектив уже сфокусирован, полунажатие кнопки спуска затвора приводит к тому, что объектив начинает елозить снова. Длится это обычно от полусекунды до секунды. А бывает и сильно дольше. При этом сам объектив издает ужасные хрипы и скрежет, а изображение на экране начинает дико тормозить. Если вам сильно повезло, т.е. камера таки сфокусировалась, и при этом вы в ужасе не выронили камеру из рук, то можете додавить кнопку спуска и получить, наконец, кадр.
Сами понимаете, что крайне желательно быть ясновидцем хотя бы первого уровня и однозначно предвидеть, что будет происходить в будущем через одну секунду. В противном случае ваши кадры будут содержать все что угодно, но совсем не то, что вы действительно хотели запечатлеть, нажимая кнопку спуска.

На самом деле, это всего лишь половина проблемы.
Самое смешное, что есть далеко не нулевая вероятность, когда камера, поелозив для приличия секунду-другую, сообщит вам, что она не может сфокусироваться. Вот не может, и все!
В случае идеального освещения при стрельбе по относительно малоподвижным целям вероятность такого отказа процентов 10-15.
В случае съемки при искусственном свете фокусировка на лице дает отказ чуть ли не для каждой четвертой попытки! (При этом площадь зоны для автофокуса используется прямо таки лошадиная на фоне типичной площади фазового датчика у зеркалки).

Репортаж снимать на такую камеру невозможно совершенно. У вас будут проблемы даже если вы будете снимать черепашьи бега.
Скажу больше -- автофокус в этой камере не разочарует разве что тех, кто постоянно снимает со штатива. Звездное небо. С типичной выдержкой в пару часов.

И на всякий случай скажу, что эти строки пишет не человек, избалованный фазовым автофокусом, а товарищ, которые еще год назад очень много снимал на NEX-3. Так вот, беззеркалка Sony с китом фокусировалась сильно быстрее и надежнее X-E1.

Тем, кому интересно понять, почему у Фуджи все так плохо с автофокусом, советую прочитать вот эту запись Паши Урусова.


IQ

Про качество картинки. 
Снимал я исключительно в jpeg. Не было времени и желания возиться с raw, особенно с учетом хитрой матрицы Фуджи с которой типа не сильно хорошо дружат неродные raw конверторы, в частности raw конверторы любимой фирмы Adobe. 

Что могу сказать про jpeg? В jpeg эта камера снимает очень хорошо. Картинка цветастая, контрастная, резкая. На высоких ISO шумодав используется очень грамотно сбалансированный между собственно подавлением шумов и сохранением деталей. 
Автоматический баланс белого далек от идеала, но это нормально. Лично я не верю в возможность создать идеально точно работающий AWB.
На части снимков скинтона радуют глаз. На части -- не очень. 

Минимальное ISO в камере достаточно высокое -- 200. По сравнению с ISO 100 на моей A33 (оно, кстати, довольно шумное) картинка Фуджи мне не сильно нравится. На многих снимках виден известный акварельный эффект, которым якобы болеют исключительно неродные raw конверторы для x-trans сенсоров. 

Высокие ISO дают довольно таки симпатичную картинку, не в последнюю очередь за счет грамотного алгоритма шумоподавления. Правда, каких-то особых чудес тут ждать не стоит, я бы сказал, что в плане шумов сенсор камеры работает на уровне типичного современного кропнутого сенсора (SLT камеры Sony прямого сравнения тут не выдерживают по вполне понятным причинам).
На тему шумодава и raw файлов у Fuji я уже писал.

Отмечу одну странность в работе камеры. На мой взгляд, во многих сценах используются аномально высокие ISO. Сужу по утреннику, который проходит в одном и том же помещении при смешанном освещении, в котором сильно доминирует искусственный свет (окна там выходят не на улицу, а в предбанник, да и в это время года на улице света совсем не много). Так вот, на A33 для этого помещения я получил среднее ISO 400 при выдержке 1/60 и диафрагме f2.2.
На X-E1 я снимал с выдержками 1/100 и 1/125 для f1.8 и получил подавляющее большинство снимков в диапазоне ISO 1000-3200. Даже с учетом того, что один стоп я потерял на выдержке, и с учетом склонности Sony к недоэкспонированию, получилась какая-то слишком высокая чувствительность, сильно похожая на ту, которую я получил про съемке на Canon 7D с диафрагмой f2.8.
Какого-то рационального объяснения этому факту я найти не могу, только всякие конспиративные теории, типа повышения фактического ISO или нечестную цифру f1.4 на объективе.

Про сам объектив 35 мм f1.4 ничего плохого сказать не могу. Очень резок с открытой (как минимум в центре кадра). Хроматит умеренно. Виньетирования для такой светосилы почти нет. Рисунок, лично меня, радует.
Хорошее стекло. Жаль, что тушка плохая.


Итого

Перед тем, как выносить приговор камере, я вот что хочу сказать. Все время, пока я использовал камеру, меня не покидало ощущения, что это какой-то дурной сон. Ну нельзя выпускать такое вот на рынок, это просто какой-то прототип. Альфа версия. Ребята еще поработают полгода, и все станет хорошо. Причем пишу я все это не только из-за автофокуса, на самом деле в камере тысяча и одна раздражающая мелочь или косяк. Приведу лишь несколько примеров. 

Совершенно по дурацки расположенная карта памяти -- вплотную к крышке отсека. Вставить или достать ее оттуда есть сущие мучение, а ведь известно, что очень многие люди, в том числе и я, предпочитают работать с кардридером, а не с камерой напрямую. Вот эти люди будут каждый раз, сбрасывая фотки на комп, поминать инженеров Fuji незлым, тихим словом. 

Дальше. Видоискатель не работает в режиме показа экспозиции в реальном режиме времени. Т.е. глядя на экран пользователь не видит то, что он получит в результате на снимке. 
Live exposure -- одно из главных достоинств режима Live View в сравнении с оптическим видоискателем. Отсутствие live exposure в камере X-E1 -- один из главных ее недостатков. К чему это приводит я убедился на собственной шкуре. Камера стояла в режиме M с выдержкой 1/60, f1.4 и auto ISO. Я вышел из помещения и начал снимать на улице не подозревая никакого подвоха. Глянуть на индикатор экспокоррекции мне даже не пришло в голову. Как результат -- целая серия снимков, которые можно выбросить в мусорную корзину.
Очень обидно. Очень неудобно. 

Дальше. При просмотре вертикально ориентированных снимков камера всегда использует только около трети доступного пространства экрана. Даже при увеличении. Почему так? Не знаю. Чужая японская душа -- потемки. 

Дальше. В камере нет распознавания лиц. Чертовски полезная функция для камер, которые умеют фокусироваться в любой точке экрана. Очень плохо, что Фуджи не сделала эту штуку. Прямо стыд какой-то. 

Дальше. Обновление прошивки -- целый ритуал. Даже для того, чтобы узнать какая у тебя версия прошивки, необходимо лезть в инструкцию, ибо делается это через специальный "секретный" режим. С учетом криворукости программистов Fuji, которые несколько лет после выхода камеры исправляют в ней совершенно дурацкие косяки, я бы, на их месте, подумал бы о том, как сделать этот процесс сильно проще. Даю подсказку -- посмотрите, как это сделано у Sony. 

Дальше. Я даже не пытался снимать видео. Во-первых, извините, просто не нашел как это делать. Во-вторых, я посчитал, что это будет просто избиение лежачего, если я напишу еще и про съемку видео. 

И так далее, список можно продолжать. 
С учетом того, что X-E1 это модель, в которой учли множество детских болезней X-Pro1, мне страшно подумать, что пережили люди, которые в прошлом году решили связать свою судьбу с первой беззеркалкой Fuji...

Итого. Честно говоря, даже не знаю, что сказать. Я в полной растерянности.
Есть камеры, которые вдохновляют на съемку. Fujifilm X-E1 -- камера, которая обязательно подведет. Не знаю, может это я один такой особенный, но когда я беру в руки камеру, я хочу просто фотографировать, а не бороться с ней. 
Если бы просто не самый быстрый автофокус был единственным недостатком камеры, то можно было бы попытаться придумать какую-то целевую аудиторию для нее. С учетом же того прискорбного факта, что камера просто соткана из совершенно дурацких и неудобных моментов, я даже не знаю, кому ее можно было бы рекомендовать и не нажить при этом себе смертельного врага. Вот честно. 

Ну а если все это еще и сопоставить с попытками Фуджи позиционировать свои продукты чуть ли не как премиум решения, решения для профессионалов, решения, способные заменить полный кадр... Это очень, очень смешная шутка маркетологов.
Ну а самая смешная шутка инженеров Fuji -- переключатель автофокуса, в котором есть следящий режим. 


Примеры снимков


Лук из окна. 1/640, f4.5, ISO 200

Коллега. 1/105, f1.4, ISO 200

План захвата мира. Холст, масло, доска, фломастеры. 1/50, f1.4, ISO 1600 

Челябинск. За час до известных событий ничто не предвещало беды. 1/18, f1.8, ISO 3200 

Пьющий Ангел. 1/100, f1.8, ISO 1250

Конкурирующая фирма. 1/125, f1.8, ISO 3200 

 Любовь это... очень смешно. 1/125, f1.8, ISO 2500

"Не снимай меня на этот фуджи!". 1/60, f1.8, ISO 200

Сиськи. Иначе я был бы не я. 1/60, f1.8, ISO 200 

Прямо праздник какой-то! 1/60, f1.8, ISO 200

К вопросу о live exposure. 1/60, f1.4, ISO 200

Проба пера. Боке тест. 1/600, f1.4, ISO 200 

Fujifilm X-E1. Даже ребенок недоумевает. 1/800, f1.4, ISO 200



No comments:

Post a Comment