27 December 2012

Fujifilm: сеанс черной магии с полным ее разоблачением

Довольно давно присматриваюсь к беззеркалкам Fuji. И сенсор у них такой хитрый, типа левая резьба. И с шумами там какие-то чудеса. И начали они линейку оптики с хороших фиксов. И podakuni регулярно всякие интересные сравнения с этими камерами делает (не без финансовой помощи заинтересованных лиц, разумеется).


И вот решил я покрутить в Lightroom тестовую сценку для X-Pro1, которую мужики из dpreview давно выложили. Было, правда, на этом пути одно серьезное препятствие -- я по прежнему использую Lightroom третьей версии, для которого давно перестали выходит обновления с поддержкой raw файлов для новых камер, и, соответственно, файлы X-Pro1 моя версия не понимает. А на новый Lightroom я не сильно спешу переходить, во-первых, потому, что наряду со всякими вкусностями, там вроде как сильно упала производительность, а во-вторых, я до сих пор использую старую-добрую WinXP, а четверка требует для своей работы минимум "висту". Решение, в итоге, было найдено -- фирма Adobe давно пытается (совершенно безуспешно) победить бардак, который творится с raw файлами (у каждого производителя здесь свой велосипед), и для этих целей придумала типа универсальный DNG формат файлов, т.е. это такой универсальный raw с открытой спецификацией. А самое главное, что у Adobe есть бесплатная и оперативно обновляемая софтина, предназначенная для конвертации всех известных проприетарных raw файлов в DNG файлы. Ей я и воспользовался.


Результаты X-Pro1 на тестовой сцене я решил сравнить, чтобы не мелочиться, с результатами 5DMk3. Снимок взял для ISO 6400. Сначала я, как и многие оборзеватели в сети, сказал "вау!", ибо по картинке эта камера шумит в разы меньше, чем полнокадровая железка! Чудеса!... Однако через какое-то время я заметил одну интересную особенность -- кадр Fuji был значительно более нерезким и замыленным, чем кадр, снятый на Canon. Детали потерялись. А детали почему теряются? Правильно, из-за шумодава.

Тогда я поступил еще проще. Взял, и открыл сравнение X-Pro1 с обычной кропнутой зеркалкой от Sony, с аналогичным разрешением сенсора. И вот что я увидел


Оставим в стороне разный контраст изображений -- смотрим на детали. Да, у Sony в raw файле сильно больше шумов, но даже с этими шумами ясно видно, что резкость, по сравнению с гладенькой картинкой Fuji, тут просто отменная. Скажу больше, если включить для картинки с Sony шумодав, мы получим результат не хуже, а скорее всего даже лучше, чем результат X-Pro1.

Это что же у нас получается? Хитрожопые японцы из Fuji решили что они умнее всех, и включили шумодав для raw файлов?!
Попахивает грандиозным скандалом.

Для того, чтобы вы понимали масштабы трагедии, скажу, что на некоторых фотофорумах люди идут стенка на стенку только из-за подозрений, что какой-то производитель для своих raw файлов чуть-чуть резкость поднял программным способом.
Смысл raw файлов заключается в том, что это максимально "сырые" данные, и нужны они именно такими, девственно нетронутыми, для того, чтобы их вдумчиво обрабатывал пользователь на мощном компьютере, а не жалкая железка в фотоаппарате. И если говорить конкретно о шумоподавлении, то это реально очень нетривиальная штука, настоящий рокет сайнс -- я перепробовал большое количество всевозможных решений, и могу сказать, что тут есть один единственный лидер -- алгоритм от Adobe, а все остальные на его фоне просто дети. Соответственно, я не верю (и мои глаза мне это подтверждают), что в Fuji сделали революцию в этом деле, поэтому факт вмешательства в raw со стороны камеры в данном случае надо однозначно расценивать как настоящее вредительство, которое безвозвратно гробит качество картинки откровенно слабеньким алгоритмом.

В итоге получается, что в плане шумов сенсор X-Pro1 совершенно заурядный, и ничем не выделяется на фоне своих кропнутых конкурентов, более того, использование не отключаемого шумодава для raw файлов приводит к тому, что пользователя просто лишают возможности получить максимально качественный результат при съемке на высоких ISO.

Едем дальше. Отказ от байера на сенсоре позволил отказаться и от AA фильтра и получить более высокую резкость. Интереса ради я взял самый интересный объектив в линейке Fuji -- 35 f/1.4 и посмотрел на результаты его тестов. Да, действительно, в центре кадра стекло дает отменные 3000+ линий. Для сравнения, беззеркалки от Sony с такой же мегапиксельностью в пике дают что-то около 2500, а порог в 3000 может пробить только NEX-7, у которого 24 мегапикселя. Понятно, что такая резкость нужна далеко не каждому, но вопрос заключается в другом -- резкость объектива 35 мм f/1.4 в области открытых дырок очень неравномерная, и например, для f/2.8 вы получите 3000 линий в центре, но результаты по краям будут в полтора (!) раза хуже -- всего лишь 2000 линий, это результат, совершенно типичный для практически любого приличного фикса на сенсоре с таким же разрешением и AA фильтром.

Лично я прихожу к выводам, что вся эта шумиха вокруг чудесного X-Trans сенсора и все эти громкие лозунги "мы отправим вашу full frame камеру на пенсию" есть обычный маркетинговый булщит, который позволяет Fuji хоть как-то держаться на плаву на очень конкурентом рынке беззеркалок. Ценник на X-Pro1 я считаю абсолютно неадекватным, это такой Leica ход, но вот выход X-E1 ситуацию, на мой взгляд, несколько выправляет.

Вне всякого сомнения, Fuji нашла свою нишу, и определенно не желает лобового столкновения с такими сильными игроками, как Sony или Panasonic. У них есть своя философия -- ретро-дизайн, богатое олдскульное управление, а маркетинг пытается создать мифологию вокруг чудесного сенсора. Некоторые, не наигравшись в инстаграм, даже покупаются на такой примитив, как возможность фильтрами угробить свой фотоснимок "под пленку"; ломать -- не строить, аналогичный результат тривиально получается в любой специализированной программе, тысячи их.
С другой стороны, беззеркалки Fuji имеют и хорошо известные слабые стороны (типа общей неторопливости или съемки видео), а с развитием беззеркальных линеек конкурентов, которые, к тому, предлагают решения в гораздо более широком ценовом диапазоне, выходит, что компания просто обречена играть в очень узкой, правда, относительно высокомаржинальной, области.
А про чудо-сенсор сказки нам больше рассказывать не надо.


зы. В жж, кстати, меня преследуют флеш банера на мове про X-E1. Маркетинг, маркетинг работает.


No comments:

Post a Comment