22 December 2015

Как правильно выбрать себе акустическую систему

Недавно делился советом, как руководствуясь очень простым правилом выбрать себе телевизор, теперь пришла очередь поделиться аналогичными соображениями в области звука.
Сразу оговорюсь, что речь пойдет, в первую очередь, о решении меломанского вопроса, т.к. решить вопрос с озвучкой фильмов или компьютерных игр, как по мне, значительно более просто.


Для начала возьмем любую акустическую систему и посмотрим какими факторами определяется ее звучание.

Первое и самое главное: слушатель. Его опыт в области звука, его пристрастия и даже его физиологические особенности. Очевидно, что водитель маршрутки дядя Вася, который в жизни не слышал ничего, кроме "радио шансон" в оной, и профессиональный музыкант звук будут оценивать по разному. Не говоря уже о таких нюансах, как зависимость восприятия звука от психофизического состояния (в этом плане воздействие звука такое же привередливое, как воздействие электрического тока или алкоголя) и возраста (слуховой аппарат это вам не вино, он деградирует с годами).
Еще раз повторю эту банальную, но чертовски важную, мысль: "нравится"/"не нравится" на уровне конкретного слушателя есть высшая ценность качества звучания применительно к этому самому слушателю.

Второе: фактор помещения и размещения в оном колонок и слушателя. Вещи, о которых очень часто забывают, а ведь они играют существенную роль -- даже с "идеальных" мониторов можно намерять АЧХ совершенно безумной формы, если расположить их и регистратор сигнала определенным образом и в определенном месте. Очень чувствителен к геометрии помещения НЧ сигнал, волны которого могут накладываться друг на друга, давая гул, или волшебным образом исчезать, накладываясь друг на друга в противофазе. В случае ВЧ сигнала частенько очень важным оказывается фактор прямой направленности динамика в сторону слушателя, т.к. горизонтальные или вертикальные отклонения могут серьезно изменять картину звука. И так далее и тому подобное.

Третье: настройки АС -- регулировка тембра и громкость. Звуковые характеристики практически любой акустической системы нелинейно меняются с ростом его уровня. Добавьте сюда же еще и нелинейное восприятие "громкости" человеческим ухом -- оно зависит и от частоты и от уровня сигнала... Что же касается тембра, то "нулевые" (они же дефолтные) настройки усилителя могут серьезно отличаться от ваших личных пристрастий, хотя чисто теоретически именно они должны обеспечивать ту самую максимально равномерную АЧХ, к которой все так стремятся. Иногда требуется довольно много времени и терпения, чтобы для конкретной АС в конце-концов найти оптимум для ручек эквалайзера и получить некую золотую середину для максимального количества музыкальный произведений.

Четвертое: выбранный для прослушивания материал. Классическая музыка, метал и, к примеру, электронное умца-умца -- это совершенно разные вселенные, каждая со своими особенностями и со своими представлениями о добре и зле в области звучания. Скажу больше, даже в пределах одного жанра существует такая дикая вариативность в плане итогового результата, что становится сложно приклеить к АС ярлык типа "а вот на этих колонках хорошо играет black metal" (потому что есть гаражный Darkthrone и рафинированный до звенящего блеска Mayhem'04). Еще одно, вроде как очевидное, следствие из всей этой истории -- далеко не каждая запись хорошо звучит в принципе. Подумайте об этом, когда будете составлять себе референсный набор для прослушки -- в него должны попасть изначально качественные записи, которые вы знаете как свои пять пальцев и в которых вы знаете на какие именно нюансы и детали следует обращать внимание.

Мораль из этих четырех пунктов выводится простая -- не стоит часами сидеть на жопе и читать в этих ваших интернетах тонны слов о том, что вот у колонок Х "несколько холодное звучание", а вот звучание колонок Y "несет в себе легкий привкус куста можжевельника и топленой карамели".
Если хочется действительно осознанно выбрать себе звук -- встаем с пятой точки и начинаем упорно зависать в магазинах, торгующих соответствующим товаром. При этом обязательно слушаем не то, что попало под руку продавцу, а свой личный референсный набор, который должен быть достаточно качественным и покрывать весь спектр ваших личных музыкальных пристрастий. При сравнении различных АС нужно минимизировать временной интервал между прослушиваниями для того, чтобы, во-первых, не попасть в ловушку, когда вы делаете прослушивание в разном состоянии своего организма, а во-вторых, чтобы ваша звуковая память работала с максимальной отдачей (к сожалению, у подавляющего большинства она до смешного короткая). Идеальный вариант, когда переключение с одной АС на другую происходит прямо во время прослушивания трека.
Всегда следует помнить (с целью избежания последующих разочарований), что вот эти, так классно звучащие в специально оборудованном зале магазина колонки могут звучать совершенно по другому в вашей квартире или доме.
Берегите свой кошелек -- область Hi-Fi звука это религиозный культ, а когда дело доходит даже до, вроде как, осязаемых физических величин и показателей, очень часто за малозначительные, едва уловимые слухом, улучшения приходится переплачивать в разы (известные аналогии из других областей -- стоимость топовых процессоров в линейке, для фотографов -- стоимость объективов с максимальной светосилой).

Что совершенно точно не влияет на качество звука (или оказывает на него минимальное воздействие):
-- провода от усилителя к колонкам (разве что вы не используете бечевку для этих целей);
-- предварительный "прогрев" усилителя (во время которого вы еще и успеваете прочесть длинную молитву богу звукоизвлечения);
-- шильдик именитого производителя на колонке;
-- график АЧХ, который вы когда-то видели где-то на бескрайних просторах сети;
-- мнение какого-то чувака с форума (аналогично -- мнение продавца-консультанта на точке).

И напоследок маленький бонус -- три признака хорошего звука:
-- хорошая АС подобна хорошей машине, на ней совершенно не чувствуется высокая громкость (как высокая скорость в случае с машиной); о том, что ты малость перекрутил ручку ты начинаешь понимать только после того, как не можешь ни слова разобрать от рядом стоящего человека, который пытается тебе что-то прокричать ("чувак! у тебя кровь из ушей идет!!!1");
-- в мире записано очень много треков, которые обеспечивают на хорошей АС очень убедительный эффект присутствия, вплоть до того, что под некоторые композиции становится даже как-то неудобно заниматься сексом -- тебя не отпускает чувство, что кто-то стоит буквально в метре от тебя;
-- на правильно записанных треках хорошая АС дает стойкое, практически эйфорическое ощущение бесконечного пространства; под пространством в данном случае понимается не география, а частотная область, когда для каждого инструмента и вокала в миксе настолько много места, что кажется, что можно засунуть туда еще столько же и все равно будет кристально чистая картина, а не каша.

На этом все, хорошего вам звука!

No comments:

Post a Comment