18 July 2020

О правильном боке

Говорят, можно бесконечно делать три вещи: смотреть, как течет вода, подглядывать за женской кабинкой на пляже и спорить о качестве рисунка того или иного объектива.
В свете того, что у меня на руках недавно появилось два новых стекла, я в очередной раз начал копать по теме и нашел, на мой взгляд, блестящую статью. В этом материале столкнули лбами Sony FE 1.8/85 и SONY FE 1.4/85 GM и, разумеется, львиная доля сравнения посвящена исследованию характера изображения в зоне нерезкости, ибо это одна из самых субъективных характеристик любого "стекла" и в отличии от той же резкости, цифирьками ее не представишь.

Если коротко, то проблема боке бюджетного варианта фикса 85 мм следующая: ближе к периферии кадра кружки нерезкости принимает отличную от идеальной окружности форму (такой дефект обычно называют "кошачий глаз") и, что более важно, их граница становится резко очерченной. От кошачьего глаза (хотя лично мне это искажение формы больше напоминает лимоны) страдают все мало-мальски светосильные объективы, в том числе, даже самые-самые идеально рисующие, т.к. этот эффект является прямым следствием виньетирования, верного спутника светосилы. В общем, с "глазками" можно жить. А вот жесткая граница вокруг кругов нерезкости дает крайне неприятный эффект "рыбной чешуи" -- этот эффект отличается очень высоким контрастом, а значит взгляд за него все время цепляется, убегая от объектов, которые находятся в фокусе.

По канону, идеальным считается такое боке, которое воспринимается максимально нейтрально и не отвлекает зрителя от того, что размещено в ГРИП. Но, как известно, о вкусах не спорят, да и вообще, в наш век цифрового фото все несколько подустали от идеальности, поэтому существует масса фотографов, которые просто сходят с ума от крайне раздражающего рисунка, который "кричит" на фотографии даже больше, чем области фокуса. Они называют это словом "характер". Классически пример -- Гелиос 40-2.


Так вот, Sony FE 1.8/85 на краях кадра дает тот самый "гелиос" эффект жесткого закрученного боке и есть довольно много людей, которые находят такую картинку интереснее идеальностей GM объектива...


Напоследок отмечу, что второе мое новое стекло, FE 35 мм f/1.8, рисунком практически один в один повторяет бюджетный фикс 85 мм. Но лично я бы точно предпочел идеально спокойный рисунок, который мне давал Distagon 24 мм f/2 на кропе...



Приписка #1
Технологии, позволяющие объективу выдавать спокойный рисунок, относительно молодые, поэтому подавляющее большинство ретро объективов (например, Minolta 1:1.2 f=58mm или Canon EF Lens 50mm 1:1.0 L) своим боке могут порадовать ну разве что любителей того самого "характера".

Снимок с Canon 50 f/1.0 L
чешуя фигачит по всему кадру, эффект "луковых колец", да еще и кошачьи глазки взяты у животного, которого, похоже, пытались ослепить 

Приписка #2
Вершина технологий "спокойного" боке это объективы, которые умеют сглаживать и кружки нерезкости от ярких источников света. Например, Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS или Canon RF 85mm F1.2L USM DS.
Так вот, лично мне такой рисунок не нравится категорически. И, судя по тому, что эта технология пока не поселилась в большинстве новых объективов, я в этом плане не одинок.
















No comments:

Post a Comment