01 February 2022

Сказ о том, как мне было лень апгрейдить ПК, но я все-таки сделал это

Лет 30 назад это была главная мечта в моей жизни -- иметь дома персональный компьютер. Поэтому не удивительно, что когда это все-таки случилось в 96-м году, домашний компьютер стал центром Вселенной, вокруг которого вращалась вся моя жизнь. И это при том, что Интернета тогда не было и вообще компьютер не играл тогда роль медиацентра для воспроизведения музыки, фильмов и так далее. Зато на компьютере можно было рисовать и рендрить 3D модели, набирать тексты, делать расчеты для института, программировать и, конечно же, играть в игры. Именно моя безудержная страсть к вычислительной технике в 90-х предопределила мою будущую профессиональную карьеру. 

Шли годы и отношение к домашнему ПК начало претерпевать существенные трансформации. Во-первых, компьютер был с утра до вечера на работе, его стало уж слишком много. Во-вторых, с каждым годок ПК все большое и больше обрастал какими-то пошлыми бытовыми функциями, типа прослушивания музыки и просмотра фильмов. В-третьих, с возрастом осталось все меньше и меньше напора на какие-то глубокие игры: если в конце рабочего дня и оставались какие-то силы, то их максимум хватало на какую-то казуальщину (для которой, с определенного момента, стал больше подходить планшет). И, в-четвертых, в середине нулевых закончилась гонка мегагерц и пришла тоска зеленая. В 90-х, когда при апгрейде ты переходил на новое поколение процессора, ты легко получал трехкратных прирост скорости практически во всех играх и приложениях. И поверьте мне, если вы вдруг не застали то дивное время, впечатления от апгрейда той эпохи были совершенно удивительными...   

Короче, в какой-то момент апгрейд домашнего компа превратился из праздника в малоприятную трудовую повинность, которую надо было совершать раз в пять-шесть лет. 


***

Последний раз домашний апгрейд я затеял летом 16-го года. Я переезжал с двухъядерного Pentium E6500 на i5 6600K, помимо всего прочего, еще и прикупив себе первый SSD на 256 Гб для установки системы. Видик я не брал тогда от слова совсем, планируя обойтись интегрированным. 

Главный сюрприз от апгрейда преподнесла "мать". На материнках я никогда не экономил и в тот раз взял Asus Z170 Pro Gaming, понятно, что не гейминга ради, а просто как решение определенного качества и класса. И так как мать была игровая, Asus дарила к ней код для бесплатного скачивания Doom 16-го года. А я, хоть и был в тот момент совершенно равнодушен к ПК играм, но все-таки повелся: Doom есть Doom, моя самая любимая игра из 90-х, да еще и пресса тогда ее нахваливала самым безбожным образом. В общем, даже мне, хоть краешком глаза, на него посмотреть захотелось. Тем более, что был код, а на торрентах не было пиратки.

Ходил я и облизывался, а мой добрый коллега по работе говорит -- ну что ты мучаешься, давай я тебе принесу на время из дома свой видик погонять. Я согласился, но счастье мое было крайне недолгим. Нет, не потому, что видеокарту быстро потребовали назад. При апгрейде я не стал менять корпус, которому было к тому моменту уже сто лет, и в этот самый корпус видеокарта просто тупо не встала по размеру: уперлась в посадочные места для жестких, которые начинались сразу же за краем материнки. Такой облом на самом интересном месте я, конечно же, вынести не смог и побежал в магазин заказывать себе видеокарту формата "mini". 

Так в моем домашнем ПК появился игровой видик GeForce 960 за который я заплатил тогда что-то порядка $200. Doom 2016 оказался шикарной игрой, которую я, не без удовольствия, прошел до самого конца, но, по правде сказать, новая видеокарта больше пылилась без дела. В 18-м году я взял себе игровую приставку от Nintendo, которая с того момента стала моей основной игровой платформой, а из больших пройденных игр на ПК за все это время я могу вспомнить ну разве что Witcher 3


***

И вот мы резко переносимся в самый конец декабря прошлого года. На каком-то сайте я совершенно случайно обращаю внимание на рекламу GeForce 3060 в форм-факторе "mini". Как вы понимаете, именно к этому форм-фактору, еще с 16-го года, я испытываю какие-то совершенно иррационально-теплые чувства, настолько теплые и насколько иррациональные, что даже конский ценник не смог остановить моего порыва сделать себе к НГ такой вот подарок. 

При этом тотальный апгрейд затевать очень не хотелось. Мой 6600K все еще был очень даже ничего, если верить тому, что обычно пишут в системных требованиях для современных игрушек. Тем более, что возни и без этого всего хватало -- я наконец-то решил переехать с Windows 7 на "десятку", в том числе и потому, что игры, к которым открывала путь новая видеокарта, почти все на "семерке" уже и не запускались. 

Апгрейд прошел успешно и мои соображения о достаточности моего старого процессора целиком и полностью оправдались. Если CPU где и не хватало, то не хватало его самую малость, плюс почти всегда можно было подшаманить с настройками игры. Ну а новой видеокарты на моем 1080p мониторе хватало с головой. Скачек производительности от апгрейда опишу только одной цифрой: в Doom Eternal я заприметил одно место на втором уровне и вот в нем старый видик давал 44 fps, а новый -- 160. Считай, четырехкратный прирост! 

Однако с течением времени зародился во мне маленький червь сомнения, который напирал на редкие просадки в некоторых играх до 55-57 кадров. А еще бил по больному, напоминая о давнишней мечте поиграть в Persona 5 в эмуляторе.
У PS3 вообще была на редкость похабная архитектура и ее эмуляция, даже в наши дни, требует весьма топового железа, к коему мой старенький 6600K можно отнести с очень большой натяжкой. Тотального апгрейда лентяй внутри меня, как вы помните, избегал всеми силами, поэтому я решил покопать в сторону апгрейда процессора. Intel все эти годы безостановочно плодила новые бессмысленные сокеты, поэтому я не удивился, когда, погуглив, узнал, что в мой сокет s1151 первой ревизии можно устанавливать камни только двух поколений -- 6-го и 7-го. Потом Intel внезапно озарило и они догадались, что четырьмя ядрами в наше время никак не отделаешься: свет увидела вторая ревизия сокета c большими возможностями по подводу мощности. На самом деле, отличия этих двух ревизий настолько минимальные, что в Сети даже есть инструкции по теме установки камня 8-го поколения в старую мать путем откусывания у последнего какой-то там одной ножки. Но лично я такой фигней, конечно же, не планировал заниматься... 

Итак, мой потенциальный потолок был i7 седьмого поколения. Идеальный вариант -- 7700K, который давал против моего 6600K чуть лучше производительность за счет более высокой частоты (3.9 ГГц vs 4.5 ГГц) и плюс четыре HT потока. Это, безусловно, не то же самое, что честные ядра, но в среднем по больнице +20-30% эти ядра добавить в копилку могут. В сумме я мог бы рассчитывать где-то на +50% скорости. Довольно заметная прибавка, особенно с учетом того, что в общем и целом мой старый 6600K почти со всеми задачами неплохо справлялся. Ну и Persona 5 (в качестве proof-of-concept теста) была запущена мною на мобильном i7 десятого поколения в режиме 4C/8T, где она хорошо себя показала, причем, к большому моему удивлению, даже на интегрированной графике. 

Дело осталось за малым -- найти такой бушный камень где-то на просторах Сети. 

Ознакомившись с ассортиментом и ценниками на старое барахло я, мягко говоря, удивился. 
Типичная цена за комплект 7700K (или 6700K) + мать порядка 9 тыщ гривен (~$300). За просто камень просят порядка 6 тысяч (~$200). 
Много это или мало? Производительность уровня 7700K в наши дни может обеспечить i3 десятого поколения, что-то типа i3-10105 с базовой частотой 3.7 ГГц, аналогичной схемой 4C/8T и потребляемой мощностью раза в полтора меньше старого флагмана. Цена такого нового процессора -- $135. К такому процессору берется новенькая мать (от проверенного бренда, на годном чипсете Z590) за ~$150. И по деньгам это выходит ровно тоже самое, что просят за пыльные комплекты пятилетней давности. Причем если мы говорим про апгрейд с шестого или седьмого поколения, то нет вообще никаких проблем продолжать использовать старую память или там старый кулер... 

Никакого рационального зерна в сложившийся ситуации на бу рынке я не увидел. Просто внезапно открылось, что мир вокруг нас наполнен идиотами, живущими влажными фантазиями о том, что 7700K это какой-то совершенно невероятный, крутой и даже престижный камень... Согласен, камень крутой! Проблема только в том, что он был крутым и престижным. И было это много-много лет назад. Почти вечность, по меркам развития IT индустрии. А сегодня простенький  i3 позапрошлого поколения, не напрягаясь, показывает точно такие же результаты. И стоит три копейки. 

Короче, увидев все это безобразие, пообщавшись по телефону с чуваком, который категорически не хотел опускать цену на свой 6700K ниже 5000 гривен, я понял, что лень, это, конечно же, здорово, но поддерживать рублем эту унылую некрофильскую тему совершенно не хочется. 

И я понял, что апгрейд таки придется делать как положено. По полной программе. 


***

Брать я снова решил Intel. На самом деле, в этом не было чего-то рационального, я не выбирал платформу тщательно анализируя кучу факторов, включая соотношение цена/качество. В тучные годы тотального доминирования Intel заплыла жиром и расслабилась до невозможности, однако, в конце концов, AMD на пару с Apple привели компанию в чувство и 21-й год показал, что еще не все полимеры спущены в унитаз... 

Процессор я выбирал в довольно таки широком диапазоне, помимо всего прочего, рассматривая даже такое старье как i7-9700K -- на эти камни сейчас стоит довольно таки интересная цена, при этом мы говорим про честные 8 ядер, которые, при прочих равных, обычно быстрее, чем решения типа 6C/12T. 

Смотрел я и в сторону 12-го поколения, правда, делал это не без боязни. Совершенно новая платформа, история с DDR5, высокое энергопотребление и революционная гибридная архитектура, с которой не очень хорошо дружит Windows 10. Однако, чем больше я думал про Alder Lake, тем больше мне этот вариант нравился. Мать можно взять на классической DDR4, E ядра отключить в BIOS, а вот бесценный single core performance эти процессоры обеспечивают просто бескомпромиссный.  
В итоге выбор мой остановился на i5 12600K.

Иллюстрация того, как 12-е поколение пришло в single-threaded

С выбором материнки все оказалось довольно таки непросто. Тут я, как всегда, смотрел исключительно в сторону Asus, но в нижнем сегменте теперь стали экономить на классических SATA портах (для которых M2 отнюдь не является однозначной заменой), а лично я считаю, что четыре порта это уже где-то на границе комфортного минимума (нет, я так и не обзавелся дома отдельно стоящим NAS). Нацелился было брать дорогую ROG STRIX Z690-A Gaming Wi-Fi D4, дык совершенно случайно обнаружил крайне неприятный момент -- радиаторы вокруг процессорного сокета расположили настолько неудачно, что большое число крупногабаритных кулеров на эту мать просто не установишь.
По итогу выбор пал на MSI MAG Z690 Tomahawk Wi-Fi DDR4. 

С кулером, кстати, выбор тоже был не очень простой. Водянку ставить не хотелось категорически, а башенный должен быть с очень высоким TDP и совместим с новомодным сокетом 1700 для которого Intel поменяла крепление (из-за того, что сам камень теперь сидит почти на миллиметр глубже). В итоге остановился на премиальном Noctua NH-U12A. 

При этом апгрейде решил не повторять старой ошибки и наконец-то взять себе хороший корпус, такой, чтобы на вырост. Требования были следующие: чтобы иметь кучу места под винты, чтобы встал высокий кулер для процессора, чтобы без проблем влез видик любой длины. Выбор, надо сказать, был нетривиальный, по итогу остановился на огроменном Thermaltake Core V71.

БП взял Chieftec Chieftronic PowerPlay Platinum GPU-850FC 850W.
Память -- Kingston Fury DDR4-3600, две плашки по 16 Гб.  

В плане бюджета я себя особо не ограничивал.
Во-первых, глупо это делать после того, как я раскошелился на видеокарту последнего поколения. А во-вторых, время сейчас такое, если чего нужно, то надо брать и брать быстро, потому что завтра его либо не будет, либо будет сильно дороже. Сейчас вон засунул нос в интернет-магазин, в котором закупался, и там, к примеру, из пяти материнок на 1700-м сокете, которые были у меня в кандидатах, в наличии есть только одна и это не MSI Tomahawk...
По итогу собрал себе самый дорогой домашний компьютер из всех, что когда-то у меня были, и, надо сказать, это было достаточно увлекательное занятие, которому я предавался не без азарта...


***

Винда подхватила новое железо без всяких вопросов.
Прогрессивная компания MSI даже драйвера для системы в человеческом формате поставляет -- на USB флешке. Правда, какая-то жопа случилась со звуковой картой: она сначала заработала, а потом вдруг перестала видеть аналоговые входы. Причем входы на задней панели отвалились совсем, а на передней работает обнаружение штекера, но не работает вывод звука. Крови мне это попортило ведрами и, в попытках забороть проблему, я умудрился угробить винду (которую переставлял с нуля буквально в конце 21-го года). Это было чертовски обидно и обидно вдвойне, что даже после чистой переустановки, обновления BIOS и сброса его настроек, установки самых свежих апдейтов и драйверов, гребаная звуковуха так и не заработала. В итоге обошелся цифровым выводом, но осадочек, блин, остался. И времени, и нервов было угроблено как-то невозможное количество в попытках решить проблему. 

E-cores я сразу отключил в BIOS. Но тут тоже без приключений не обошлось. Intel говорит, что в режиме Max Turbo мой процессор должен доходить до частоты 4.9 GHz, а мои эксперименты показывали, что максимальная частота была только 4.5 GHz, причем вне зависимости от того, была ли это нагрузка на одно ядро или на все 12. Я очень долго пытался найти источник проблемы, пока не вернул в BIOS обратно E ядра. И камень сразу стал разгоняться до положенных 4.9 GHz, что, согласитесь, выглядит довольно таки странно -- чего бы так не вести себя только с P ядрами?!  

В этом месте я решил было оставить работающими E-cores, но в этом режиме вылезла другая проблема. Практически во всех бенчмарках активация энергоэффективных ядер давала рост производительности (до +25%), но какая-то жопа начала происходить со всеми играми, в которых fps упал на 10-15%, причем не только средний, но и минимальный. Какое-то время я предполагал, что проблема кроется в том, что важные потоки исполнения попадают на E ядра, вместо P ядер, но дело оказалось гораздо сложнее...

Вот вы слышали когда-то о core parking в Windows? Лично я -- никогда и, полагаю, большинство из читающих этих строки -- тоже. Изучив график нагрузки ядер в играх, я практически везде увидел одну и ту же картину -- игра грузила 4 E-cores и только пару P-cores, а остальные P-cores словно корова языком слизала.

Слева: нагрузка на 6 ядер во время игры с активными E-cores
Справа: игра грузит все ядра (когда E-cores выключены)

Я упорно пытался найти объяснение этому странному феномену в Сети, перебирал десятки настроек в BIOS и Windows, посносил кучу установленных программ, но ничего не помогало. Пока наконец-то мои усилия все-таки были вознаграждены: я наткнулся на чудо-программу ParkControl. Оказывается, что в какой-то момент Microsoft решила поддержать технологию современных процессоров, которая позволяет налету включать и выключать отдельные ядра в целях большего контроля над потребляемой электроэнергией. Вроде как в Windows 10 эта технология по умолчанию не активна. По дизайну она является частью профиля электропитания, но Microsoft не показывает настройки этого поведения при редактировании профиля. Так вот, в случае Alder Lake, если E-cores не отключены, то Windows 10 начинает агрессивно использовать core parking. Причем делает этот даже для профиля питания "Ultra Performance" и не дает никакой возможности хотя бы посмотреть настройки этого поведения, не говоря уже о том, чтобы их редактировать. Упомянутой выше ParkControl как раз дает возможность редактировать core parking для любого из профилей питания и в нем я в два клика "починил" производительность в играх, отключив к такой-то матери эту вредную фичу...

По большому счету, определенная логика в том, что делает ОС как бы прослеживается: приложение вроде как грузит все ядра, но только на 40%, да и процессор при этом работает даже не на максимальной частоте, поэтому можно некоторые ядра остановить, догрузить оставшиеся (в первую очередь E-cores) и за счет этого что-то там выиграть в плане энергопотребления. Только вот на производительности это сказывается довольно таки ощутимо, в том числе, наверное, потому что игра в плане распараллеливания ориентировалась по полное количество ядер, породила "лишние" потоки, между которыми ОС должна все время переключаться, порождая дополнительные накладные расходы. 


***

Теперь что касается производительности новой системы. 

Синтетика говорит о том, что я получил примерно +80% в single core и трехкратный прирост для multi core. Да, компьютер стал работать пошустрее, но говорить о каком-то качественно новом опыте не приходится. 

Игры стали работать быстрее как раз где-то на прирост по single core и там, где раньше граница минимального fps проходила где-то в районе 55-57, она сдвинулась аж до 90-100 fps. Но в целом современные игры до процессора совсем не жадные -- почти все они создавались с прицелом под предыдущие поколение консолей, которые было крайне хилым в плане CPU. Поэтому старая связка из пятилетнего процессора 6600K и видика последнего поколения GeForce 3060 была сбалансирована достаточно не плохо. Типичная картина в играх на новой системе -- CPU загружен на 25-40%, видик на 75%+. А чуть поигравшись с настройками практически любой современной игры, даже в минимальном разрешении 1080p, можно поставить 3060 на колени и эта видеокарта не сможет тянуть заветные 60 fps. 

Другое дело эмуляторы.
Я наконец-то получил возможность нормально играть в Persona 5. Но более интересной оказалась история с эмулятором Switch -- yuzu. Некоторые игры нормально бегали и на 6600K + GeForce 960, но на новой системе эмуляция вышла на качественно новый уровень. Дело в том, что на Switch есть много игр, которые не могут похвастаться хорошим техническим исполнением. Неприлично низкое разрешение, очень долгие загрузки, постоянные просадки fps. Запустив такую игру в эмуляторе, я теперь могу получить 4x прибавку к разрешению картинки, двукратное ускорение загрузок и идеально ровный fps... Короче, легендарный Switch Pro о котором уже столько лет грезят фанаты, на самом деле существует и называет он "топовый ПК". Играть на такой системе в какой-нить "Hyrule Warriors: Age of Calamity" это чистый кайф...

Yoshi Crafted World, слева в эмуляторе, справа в доке на Switch (кликабельно)
Вдвойне обидно, когда так выглядят не какие-то левые порты, а first party игры

Теперь что касается разгона.
Даже на штатных частотах, с гигантским кулером и в хорошо продуваемом корпусе, волшебная программа prime95 умудряется довести процессор до потребления 180W и температуры 95 градусов. Понятно, что это безумная синтетика и на практике такая картина даже близко не наблюдается. Полагаю, что в принципе все P ядра можно было бы заставить одновременно работать на частоте 4.9 GHz, но, честно говоря, не вижу в этом вообще никакого практического смысла: для всего набора моих каждодневных задач производительности новой системы хватает с огромным запасом...    

По итогу я полученным результатом весьма доволен. Наконец-то получил "next gen" в одной отдельно взятой комнате. Думаю, что избыток производительности у нового компьютера получился огромный и следующий апгрейд я буду делать совсем не скоро.
Поживем -- увидим. 


зы.  Пока окончательно не впал в старческий маразм, попытался восстановить всю хронологию домашних апгрейдов:

  • весна 96-го года, отец принес домой 486DX4-100 (до сих пор помню, как же я страдал из-за совершенно тормознутой ISA карты фирмы Trident)
  • потом был апгрейд до Pentium 166 MMX
  • Pentium II - 266 MHz (тот, который слотовый); брал бу у знакомого, первый апгрейд который делал за свои и своими руками
  • Celeron 666 MHz который по шине гнался до 1 ГГц (вот это был разгон так разгон!)
  • Athlon XP 1600+
  • Athlon 64 3500+
  • октябрь 2010-го года, взял Pentium E6500 (нашел крайне подробную запись о том апгрейде в жж)
  • июнь 2016-го, Intel 6600K + ASUS Z170 pro gaming, 16 Гб (в 21-м добил до 32 Гб), GeForce 960
  • январь 2022-го, Intel 12600K, 32 Гб, GeForce 3060




No comments:

Post a Comment