21 November 2020

Про OLED телевизор LG B9

Полагаю, что нынешняя пандемия в какой-то степени коснулась практически каждого жителя нашей планеты. В моей жизни главной переменой стало то, что я прекратил ездить в офис и начал полностью работать из дому. Компьютер у меня всегда стоял в гостиной, а рядом с ним -- единственный телевизор в доме. И очень скоро я начал слышать жалобы от остальных членов семьи, что я на пять дней в неделю украл у них возможность пользоваться большим экраном. 

Очевидное решение -- купить в квартиру второй телевизор и вот об этой самой истории и будет сей текст. 

Я всегда говорил о том, что при покупке телевизора надо определиться ровно с одним, самым самым главным параметром -- его диагональю. И диагональ надо брать настолько, насколько хватает кошелька и места, куда этот телевизор можно пристроить. Все остальное -- суета и тлен. 

В этот раз у меня были достаточно серьезные ограничения по габаритам и телевизор, с диагональю большей, чем 55", ну никак не лез. 
По бюджету я не собирался сильно пижонить, поэтому сразу решил исключить из рассмотрения OLED телевизоры. Ну просто потому, что это сильно дорого. 
По брендам я решил рассматривать только что-то приличное -- LG, Sony и Samsung. А в качестве стартовой позиции я выбрал сайт rtings.com, у которых есть возможность свести результаты всех их замеров и обзоров в одну мегатабличку, с кучей фильтров и сортировок. 

На первом этапе отвалилась LG. В плане качества картинки их телевизоры на IPS матрицах ничем особым похвастаться не могут. 


Я начал детально изучать модельный ряд Samsung и даже какое-то время склонялся к покупке Q80T, но целый ряд нюансов меня реально напрягал:
- корейцы с помощью выпуска новых прошивок начали крестовый поход против серого импорта в нашем регионе и эта история у меня вызывает стойкое неприятие (и вовсе не потому, что я обязательно хочу сэкономить лишние пару сотен долларов);
- корейцы систематически играют в нехорошую игру, когда из года в год модель с похожим названием заметно деградирует в своих характеристиках, к примеру Q80T это "обновленный" вариант моделей 2019-го года Q80/Q80R, у которых убрали 10-ти битную матрицу и порезали количество зон подсветки;
- Samsung убрала поддержку DTS кодека, а это тот самый кодек, с которым релизят большинство UHD рипов;
- "уплавнялка" в Q80T склонна к пропуску кадров, а это то, что меня дико бесит в моей текущей модели. 

По итогу осталась одна Sony. Тут я пришел к следующим выводам для себя -- по качеству картинки японцы сливают Samsung с их "quantum dots", но если брать топовые модели, то жить можно. Использование Android -- палка о двух концах. С одной стороны, нереальная гибкость. С другой -- не самый молниеносный и удобный интерфейс. Короче, начал я присматриваться к топовым Sony, смотреть на ценники. Смотреть на ценники. Как вдруг в голове щелкнуло -- чувак, раз уж ты смотришь модели за такие деньги, может стоить сравнить их с ценами на OLED? 

И тут внезапно оказалось, что LG B серии можно взять почти на четверть дешевле и получить при этом несравнимо более качественную картинку. Ну, тут уже я два раза думать не стал... 


***

Помните, что я писал, про решающее значение диагонали экрана? Еще раз перечитайте. 
И еще раз. Потому что это очень простое эмпирическое правильно, которое позволяет свести на нет большинство мук выбора при покупке телевизора. 

Размер решает все и никакие чудеса технологий этого не отменят. 

Мой пример. Имею на хозяйстве Samsung 75" на VA матрице, модель дремучего 2014-го года, которая уже тогда была не топ, так как была Full HD в эпоху, когда всем совершенно съели мозг, что без 4K жизни ну просто нет. 
И новый телек -- LG 55" OLED, модель конца 19-го года. В плане качества картинки это фактически предел, который сегодня можно получить у себя дома. Самые передовые технологии дня сегодняшнего. 

Так вот, новый телек, конечно, показывает очень хорошо. Заметно лучше старого, тут нет никаких сомнений или вопросов. Только вот "вау" эффект от большого экрана 75" это точно не перебивает и что-то масштабное и зрелищное все равно хочется смотреть на старой модели, а не на "огрызке" в жалкие 55". Шах и мат. 

Размер изображения имеет решающее значение. Должен быть определенный масштаб, который заставит наш мозг поверить в реальность наблюдаемого. И, кстати, фактор размера изображения имеет намного более важное значение в восприятии деталей, нежели просто высокое разрешение в пикселях. Я до сих пор эксплуатирую старенький Full HD монитор с диагональю 27". Он имеет самое низкое разрешение экрана из всех гаджетов, которые у меня есть на хозяйстве: даже экран относительно бюджетного смартфона моей дочери имеет более высокое разрешение. Так вот, при просмотре фотографий, в плане восприятия масштаба изображения и детализации (!) он в одни ворота делает все прочие гаджеты, среди которых есть и iPad Pro с большим 13" экраном, намного более высоким разрешением и существенно лучшим общим качеством картинки. 


Короче, высокое разрешение это, конечно, хорошо (например, для того, чтобы было приятно читать текст на экране вашего смартфона), но если мы говорим о просмотре кино -- старого доброго Full HD хватает с головой и эффект зависит, в первую очередь, от диагонали изображения. 
Несомненно, 4K дает более детализированную картинку. Это медицинский факт, тут просто бесполезно спорить. Но на мой взгляд, при просмотре фильмов разница малосущественна и нас, как потребителей, в очередной раз обманывают, заставляя оплачивать из своего кармана технологию с весьма сомнительной пользой. А уж про 8K я вообще молчу. 

В принципе, в контексте просмотра кинофильмов тоже самое можно сказать и про технологию HDR. Обычно под этой аббревиатурой подразумевается две вещи -- возможность использовать бОльший диапазон яркостей и более точную передачу цвета (10 бит вместо восьми). Но на практике выясняется вот что. Управление диапазоном яркостей это чисто программная штука и практически любой современный телевизор предоставляет "псевдо HDR" режим, когда просто активируется более широкий диапазон яркости. Ну и разница между 8 и 10 битами минимальна, если мы говорим о профессионально подготовленной картинке, а не о сыром материале, который нужно основательно корректировать в редакторе... В итоге -- да, при просмотре фильмов периодически попадаются достаточно эффектно выглядящие в HDR вещи (обычно речь идет об ярких источниках света в ночных сценах), но даже в этом сценарии отличия от старого доброго 8-ми битного контента снова нужно выискивать с помощью лупы. 


***

Теперь в тезисной форме поделюсь о своих впечатлениях от LG B9. 

Качество изображения. Тут бесполезно что-то писать -- это надо видеть. Картинка невероятно крутая. Запредельный контраст, который делает трехмерным практически любое изображение. Смотреть в темноте на такое изображение -- отдельный кайф. На мой взгляд, никакие пассивные матрицы с зоновой подсветкой и рядом не стоят по качеству картинки, а по факту получается, что OLED при этом еще и стоит дешевле. 

Но есть и проблема. И нет, это не выгорание. Речь идет об ограничителе максимальной яркости. Дело в том, что даже при настройках по умолчанию, телевизор не в состоянии выдать картинку, которая почти целиком состоит из областей с максимальным значением яркости. Поэтому если вы смотрите на сцену с картинкой условно средней яркости, а потом начинается очень яркая сцена, то для вас это будет выглядеть не как увеличение, а как резкое падение общей яркости картинки. При просмотре фильмов этот эффект проявляется крайне редко, но вот в компьютерных играх -- сплошь и рядом. И меня эта история несколько напрягает. Я даже пытался выключить этот механизм ограничения через сервисное меню, но безуспешно. Покопав чуть глубже, даже понял почему. OLED матрицу можно представить себе как миллионы маленьких светодиодных лампочек (от которых даже исходит тепло, которое можно ощутить, если поднести щеку поближе к работающему экрану), так вот, если каждую из них заставить светить на пределе своих возможностей, то суммарное количество выделяемого тепла будет критически большим и это просто может угробить матрицу. 
Короче, проблема такая существует и на мой взгляд, это главный недостаток технологии. 

Телевизор я брал "серый". Главный прикол -- поставщики переключают регион на правильный через сервисное меню, но при этом отказывается работать Wi-Fi на 5 ГГц диапазоне. Пришлось это дело "чинить", потому что телек подключен по беспроводу, а что творится в диапазоне 2.4 ГГц в любой городской многоэтажке -- не мне вам рассказывать. 
Однако это не все. Осенью у LG случился приступ жадности (а может их просто кто-то покусал из Samsung) и они объявили прекрасную новость о том, что теперь они тоже будут бороться с "серыми" поставками. В итоге решил пойти по уже проторенной с Samsung дорожке -- забанить хосты с обновлениями на уровне DNS. И спать спокойно. 


Что могу сказать про webOS. В общем и целом штука нормальная по всем фронтам, и по юзабилити, и по функциям и по быстродействию. Хотя иногда сталкиваешься ну с совсем детскими проблемами. Например, когда одни меню закольцованные (т.е. можно быстро из начала списка попасть в его конец), а другие -- нет. Или вот кнопки воспроизведения на bluetooth гарнитуре не работают от слова совсем. 
Пожалуй главное отличие смарт-тв от старого телека -- многозадачность. Работает хорошо и это реально полезная функция. 
Пульт управления достаточно дубовый. В XXI веке мало кто пользуется просмотром эфирного ТВ, а значит масса кнопок переключения каналов только место занимают. Samsung, к примеру, давно от этого архаизма отказалась, а иногда просто предоставляет в комплекте поставки два разных пульта. 

Отдельно напишу про качество звука. Оно очень крутое и я до сих пор не понимаю, как эту задачку получилось решить с инженерной точки зрения. Есть и высокие, есть и басы. Не сильно заваленная середина. Огромный запас по громкости. Я прям в комнате начал использовать телек в качестве стереосистемы -- настолько убедительно оно звучит.

И последнее. Пожалуй единственная область, где 4K разрешение оказалось полезным -- просмотр фотографий. Картинка просто невероятная и такой кайф от просмотра невозможно получить ни на каком другом устройстве, доступном у меня в квартире. Я даже начал периодически подумывать о том, чтобы взять себе OLED телек в качестве монитора. Ну или OLED монитор. Но, к сожалению, насколько я понимаю, такие экраны не выпускают с разумными размерами диагонали (типа 32"). Ну и выгорание, в случае работы на ПК эту проблему никак не решить... 

Вот вроде и все, о чем хотел рассказать вам сегодня. 


No comments:

Post a Comment