27 September 2021

Фотография: здесь и сейчас

Этим летом наконец-то прервал бесконечное карантинное домосидение поездкой в Карпаты. 

В большинстве случаев в поездки я брал с собой малютку RX100, но в этот раз не поленился и взял полный кадр в связке с Viltrox 24 мм f/1.8. После продажи кропа, разрыв между возможностями большой камеры и компакта стал еще больше, стало крайне сложно идти на компромиссы в качестве изображения... 

Какие выводы для себя сделал по итогам поездки?

Первое -- в очередной раз убедился, что 24 мм совершенно не мое фокусное и 35 мм удовлетворяют меня в подавляющем большинстве случаев. Благо, режим кропа на камере активируется нажатием одной кнопкой и в этой поездке я редко когда с него переключался, хотя, казалось бы, вокруг эпические горные панорамы, которые и в самые широкоугольные объективы засунешь с трудом. 

Второе -- автофокус на Vitrox ведет себя совершенно непредсказуемым образом, периодически отказываясь работать по совершенно мистическим причинам. Идеальные условия это AF-S, центральная область кадра, много света и максимально открытая диафрагма. Но иногда не работает даже при таких раскладах, благо, всегда можно просто ткнуть пальцем в экран и вот такой способ работает безотказно. 

Третье -- съемка в RAW для обеспечения "HDR режима" (использовал при этом режим экспозиции, когда камера обязана сохранить самые светлые участки сцены). Летним днем на улице снимать можно только так, большой динамический диапазон и малошумная матрица делают свое дело, но и тут есть некоторые проблемы. Во-первых, избыточность информации в таких кадрах, безусловно, большая, но у всего есть свои пределы, в которые иногда все-таки упираешься. Когда смотришь на запоротые кадры, то думаешь о том, что лучше было бы руками скрутить экспокоррекцию, ориентируясь на зебру, и остановиться на каком-то разумной значении типа -3 EV, потому что перепад яркостей бывает настолько огромный, что из теней (где обычно находится все самое значимое) уже ничего нормального не вытянешь. А во-вторых, постоянно имеешь серьезные проблемы с построением композиции кадра: в видоискателе все черное и ориентироваться приходиться лишь на то, что видел перед собой глазами. 
По итогу даже немного поигрался с брекетингом, который в камере реализован так, что им вполне можно пользоваться без штатива, но насколько активно я буду им пользоваться при съемке пока что сказать затруднительно.  

Смеха ради поснимал немного на новенький Zenfone 8, лишний раз убедившись, что делать это категорически не стоит. Вообще, я считаю, что из всех плюшек "вычислительной фотографии"  полезной стоит признать разве что HDR, причем надо понимать, что функция склейки нескольких кадров в смартфоны пришла из фотокамер, где она была реализована больше десяти лет назад. Если же сцена имеет умеренный динамический диапазон, то я однозначно предпочту снимки с какого-нить компакта десятилетней давности (типа G серии Canon), чем с современного смартфона, который испортит мне jpeg невероятным количеством совершенно вырвиглазных "спецэффектов". 

Но большинству на это плевать, им нравится броская картинка, которую они видят на крошечных экранах своих телефонов. В мире осталась небольшая прослойка понимающих людей, типа "фотографов". И эти фотографы снимают для других фотографов. Маргиналы для маргиналов. 
На наших глазах произошла катастрофическая девальвация фотографии, причем причиной этого стало не упрощение процесса фотографирования, а та легкость, с которой снимками теперь можно делиться. Какой-нить вечерний селфи в зеркале лифта в исполнении (состоящей наполовину из силикона) блондинистой блядины легко можно собрать десятки или даже сотни тысяч просмотров в соцсети типа Instagramm и это при том, что ни автор снимка, ни сам снимок, никакой особой ценности не представляют. В былые времена, для такого рода снимков, селебрети приглашали именитых фотографов и результаты их трудов, которые точно так же видели сотни тысяч людей, зачастую нести в себе определенную художественную ценность. Люди были окружены фотографией совершенно другого уровня, которая обычно доходила до широких масс по итогам весьма жесткого и конкурентного отбора. А сегодня медиапространство во многом определяется массовым вкусом, что, конечно же, приводит к деградации и падению среднего уровня материала ниже уровня плинтуса. 
Этот эффект, кстати, наблюдается во всем, не только в фотографии. К примеру, посмотрите на толпы идиотов в соцсетях, которые предаются мракобесию и отрицают современные достижения науки и техники. Борцы против 5G. Отрицатели СПИДа. Дебилы-антипрививочники. Я с трудом себе представляю, чтобы 50 лет назад эта идиотия получила бы трибуну, могла бы попасть в телевизор или там на страницы печатных изданий, обрела бы шанс заразить своими бреднями многомиллионную аудиторию...

Возвращаясь к фотографии. Еще одна случившаяся парадоксальная трансформация, которую я хотел бы отметить. Раньше ценность обывательской фотографии росла с годами. Прикольно, конечно, взглянуть на снимок недельной давности своего годовалого ребенка, но, очевидно, что спустя 10-20-30 лет смотреть на него ты будешь совершенно другими глазами. Сегодняшний снимок это капитал будущего и это одна из главных причин, почему лично я довольно серьезно отношусь к такого рода "инвестированию". Но в наши дни это совершенно атипичный подход: оказывается, что главная ценность фотографии это возможность моментально запостить ее в социальные сети. И наплевать на качество. И через год к этому снимку не захочется вернуться. И через десять лет. Главное на этой ярмарке тщеславия только лайки, которые, как наркотик, нужны автору фото здесь и сейчас...

No comments:

Post a Comment