Радостная неделя -- оналитег Всея Руси, блогггер Муртазин буквально каждый день радует необыкновенно глубокомысленными материалами по теме Apple. Тема эта у телеком-монстра горячо любимая еще с тех пор, когда Эльдар Викторович доносил миру благую весть о том, что айфон это космический корабль на педальной тяге (sic!) и пытался на полном серьезе сравнивать его с Nokia N95.
В понедельник у нашего героя вышла очень веселая статья о браке. Уровень оналитики в ней такой, что я просто вынужден сделать грустные предположения, что у Муртазина, к его врожденному дебилизму, похоже, начали прибавляться еще и необратимые возрастные процессы деградации мозга, а по простому -- старческое слабоумие.
Разумеется, никаких дополнительных сверх рисков в связи с "секретностью" производства своих продуктов Apple не несет. От того, сделали ли вы анонс за полгода до выхода продукта на рынок, или сделали это за неделю -- это ровным счетом ничего не меняет. Это вопрос умения грамотно организовать производство и соблюсти разумный баланс между рисками и желанием как можно быстрее выставить продукт на прилавки. Брак есть у всех, этим страдает не одна только "секретная" Apple... Но Муртазину этого открытия показалось мало, и он под свою теорию издержек секретного производства Apple подвел еще одну мысль, специально выделенную в тексте жирным -- оказывается, бедная Apple еще и не может использовать в своих продуктах новейшие компоненты!... Я не буду это комментировать. Зачем? Посмотрите на экран нового iPad. Посмотрите на SoC, которые используются в айфонах. Посмотрите на бенчмарки того же iPhone 5 -- на более низких частотах с жалкими двумя ядрами он рвет четырехъядерник Samsung просто как тузик грелку. Очевидно, Samsung воспользовалась всеми преимуществами собственного производства компонентов и его не секретностью, да.
Не менее задорный материал -- про пик развития айфонов.
Цифры, графики, раздувание щек, отсылы к тумбочке и секретным договорам между Apple и поставщиками компонентов. Выводы -- соответствующие. Читаешь, и просто как пьешь из колодца вековой мудрости. Оказывается, продажи iPhone 4s сделала смерть Джобса! Ну еще повлияла, конечно, ветреная погода с четверга на пятницу, и тот факт, что на выходные бабушка Муртазина напекла вкусных пирожков с ливером, но смерть Джобса, это, безусловно, главный фактор успеха. Очень интересная мысль. Будь я директором АвтоВАЗа, я бы всерьез задумался -- а не помереть ли.
Ну а дальше Эльдар Викторович излагает штуку не менее интересную. Оказывается Apple создала легкий и простой продукт, которым удобно пользоваться. И усложнять его нельзя, он идеален. Но и не усложнять нельзя -- конкуренты! А когда накручиваешь функции, становишься похожим на конкурентов. А айфон 4 был идеальным продуктом, но не усложнять нельзя. В общем, пик пройден, будет плато, будет рост, но для Apple это хорошо, если бюджетные модели не уронят продажи флагмана, поэтому MacBook Air в алюминиевом корпусе можно продавать подешевке. Кстати, я его ронял, осталась вмятина, а черный айфон облез уже в коробке, если потереть монеткой. Будет интересно, счастливой вам недели, главное думать головой наперед, а не как другие аналитки -- задним числом, которые ничего не угадали, а я -- ведь все правильно угадал!!1
Что тут скажешь?
Я, конечно, не учился на аналитика. И секретных договоров Apple не видел. К моему мнению не прислушивался Джобс (хотя, говаривают, он почитывал мой блог). Но некоторые вещи в рассуждениях многоуважаемого Эльдар Викторовича лично меня смущают. Вот, например, удельный прирост удоя айфонов в год. Все это очень хорошо и правильно мерить относительно прошлых лет или кварталов, но почему нашему светочу не пришла в голову простая и очевидная мысль, лежащая буквально на поверхности. Сам по себе рост мало о чем говорит, а чтобы говорить о какой-то тенденции, и чтобы трактовать цифры как успех или проблему, надо посмотреть на состояние всего сегмента смартфонов.
Например, вы показали прирост 20% -- это хорошо или плохо? Если рынок за это время вырос на 5% то это отличный результат, а если рынок скакнул на 80%, то, очевидно, эти ваши 20% говорят о том, что вы серьезно теряете долю и хорошо идут дела у ваших конкурентов. Очевидный тезис о том, что надо расти быстрее рынка, в статье Муртазина не упоминается вообще никаким боком!
Я, прикола ради, залез в Google, и первый же отчет, который я нашел, говорит о том, что по итогам прошлого года рынок смартфонов вырос на внушительные 60% (тыц). При этом в статье Муртазина фигурирует цифра, что за этот период продажи айфонов у Apple в мире (кроме США) выросли в два раза (еще раз -- спасибо, Джобс, что ты так кстати умер). По-моему, исходя из такой картины, никаких поводов для паники у держателей акций Apple нет, хотя Джобс, увы, второй раз умереть вряд ли сможет...
Кстати, в вышеприведенном отчете есть еще один интересный момент -- мужики из Canalys пишут, что они "expects to see smart phone market growth slow in 2012", т.е. рост сегмента смартфонов замедлится. Очевидно, что прогноз они свой строили именно на смерти Джобса и том факте, что iPhone 4 был эталоном, и Apple надо усложнять, чтобы догонять конкурентов и становиться похожими на них... А если серьезно, то видимо рынок подходит к некому пределу насыщения, и дальше будет расти гораздо более скромными темпами, например, такими же, как рынок компьютеров. Опять же, важную роль, скорее всего, будет играть сегментация. Насыщение богатых Штатов и Европы еще не означает конец взрывного роста, и спрос вполне может начать подогреваться странами развивающимися, причем это, скорее всего, будет спрос на бюджетные модели, которые Apple упорно игнорирует. А если говорить о совсем уж далеких перспективах, то успехи на поприще бюджетных решений могут выступить серьезным плацдармом для захвата более дорогих сегментов просто за счет того, что масса внезапно разбогатевших пользователей может быть уже приучена к тому же Android'у от Samsung или ZTE.
На этом мастер класс аналитики на сегодня закончен, спасибо за внимание.
No comments:
Post a Comment