15 June 2020

Как я дошел до полного кадра

Дорога длинной в десятилетие. Ну почти.

Еще со времен печально известных событий в саду Эдема, так повелось, что во всех бедах человечества виноваты исключительно женщины.
В том, что в 32 года я взял в руки фотокамеру виновата моя беременная жена.
Сначала она умудрилась утопить цифровую мыльницу Samsung в своей сумочке, куда, кроме фотоаппарата, положила еще и плохо закрытую бутылку минералки. А после этого принялась пилить меня, что нужно обязательно купить что-то приличное взамен, так как родится ребенок, а фотографировать его будет не чем. А это ж все-таки память как-никак.

К покупке фотоаппарата я подошел тогда, в далеком 2011-м году, довольно таки ответственно, хотя тема эта меня тогдашнего совершенно не торкала. Главное правильно, которым я руководствовался -- размер сенсора. Он имеет значение, поэтому практически сразу я сократил область выбора камеры до тех моделей, которые идут со сменной оптикой.
На следующем шаге я пришел к выводу, что брать надо только что-то из "беззеркалок". На тот момент это был относительно новый класс устройств, представленный буквально тройкой систем: Micro Four Thirds, Samsung NX и Sony NEX.


Кстати, в сторону "беззеркалок" я стал смотреть по причине крайне негативного (хоть и очень небольшого) опыта съемок с использованием оптического видоискателя в классических DSLR. Уже тогда эта история казалась мне ужасно неудобной и архаичной. Почему я сразу не вижу перед глазами то, что в итоге получу как результат после спуска затвора? Почему мое зрение ограничено кадром и я совершенно не понимаю, что при этом происходит вокруг меня? Какого черта угол съемки жестко привязан к уровню моей головы и я должен заниматься физкультурой, чтобы получить нужный мне ракурс?...

Только "беззеркалки", тут без вариантов!
Размер, как помним, имеет значение, поэтому MFT (самая зрелая на тот момент система) была отброшена практически сразу. Насколько помню, ценник на тушки тогда был весьма неприличный, при том, что самые дешевые модели были с довольно старыми матрицами, которые не могли похвастать выдающимися характеристиками. Оглядываясь назад, с высоты своего текущего опыта, понимаю, что если бы я тогда сделал бы правильный выбор и остановился бы на MFT, то, с высокой долей вероятности, я бы вплоть до дня сегодняшнего так бы в ней и оставался... Но история не знает сослагательного наклонения.

Выбор между Sony и Samsung был несложным. С одной стороны, у меня уже была камера Samsung и даже начался мой многолетний период личного владения исключительно смартфонами корейцев, но, тем не менее, за Sony стоял намного более внушительный опыт в области фототехнологий и не удивительно, что выход семейства NEX на рынок беззеркалок можно было сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы.

Короче, я взял Sony NEX-3, совершенно убежденный в правильности своего выбора.

Одной из главных проблем Sony, которую в то время упоминали практически все обзоры, было маленькое количество объективов. Фактор, который я (в силу своей неопытности) совершенно игнорировал. О чем вообще идет речь, если у меня есть прекрасный китовый 18-55, которого мне с головой хватит до конца моих дней?!
Ох, как же я заблуждался...

Камера меня серьезно впечатлила.
Качество картинки, возможность получать маленькую ГРИП, отзывчивость, скорость фокусировки -- в сравнении с тем, что в то время тебе могли предоставить простенькие цифровые компакты (и уж тем более телефоны), конечно, поражало воображение. А потом еще родилась дочка и у меня появился умилительный полигон для упражнений в фотографировании. Я всерьез этим делом увлекся, стал читать кучу статьей и материалов по теме, освоил Lightroom, и, разумеется, очень быстро стал задаваться правильными вопросами об объективах.

Грехопадение случилось очень быстро.
Свой NEX я купил в начале июля, а уже в середине сентября я не удержался и взял погонять старенький Canon 350D + 50 f/1.4. И даже моего крайне скудного фотографического опыта оказалось достаточно, чтобы понять, какая пропасть оделяет результаты, полученные с помощью хорошего объектива, от результатов плохого "стекла". Забавно, что на самом деле кэноновскоий полтинник f/1.4 довольно таки посредственное стекло, просто кит 18-55 был настолько уныл, что на его фоне даже такой вот Canon смог учинить тотальный разгром.

И вот тут мне стало ясно, в насколько хреновую ситуацию я попал, совершенно проигнорировав фактор доступных для системы объективов.
На тот момент под E-mount было выпущено целых полтора хороших "стекла". Был Zeiss 24 мм f/1.8, который стоил значительно дороже хоть каких-то разумных лимитов, на которые я в тот момент был готов. И еще Sony 50 мм f/1.8, который только анонсировали и грозились выпустить ближе к концу года с совершенно конским ценником для стекла такого класса, ибо самые простые полнокадровые полтосы у Canon и Nikon всегда продавались минимум в три раза дешевле.

В итоге я сидел и нетерпеливо ждал появления этого самого "полтоса", каждый день борясь с внутренней жабой, которая говорила, что оно того не стоит.
Пришла зима, потом наступил новый, 2012-й год, ребенок рос, а злополучный полтинник все так и не был доступен для покупки в Украине. В марте мое терпение иссякло.
Я решил поменять систему. На самом деле, сделать это было не так уж и сложно, с учетом того, что ничего дополнительного я под нее так и не приобрел.


***

С классическими "зеркалками" я по прежнему связываться не желал, но у любимой компании Sony имелось крайне необычное решение как раз для таких привередливых ребят, как я.
Технология полупрозрачного зеркала, которая позволяет использовать классический автофокус в стиле зеркалки (с выделенной платой фазовых датчиков) одновременно с работающим "live view", т.е. получением картинки непосредственно с сенсора камеры.


В камерах с этой чудесной технологией Sony продолжала использовать старый-добрый A-mount, который достался ей в наследство еще от Minolta, а значит не должно быть проблем с ассортиментом доступной оптики, хотя, конечно, о богатстве выбора в духе байонетов Canon и Nikon тут речь, к сожалению, не идет.

В итоге в апреле 2012-го года я взял себе Sony a33.

А вот с объективами история складывалась не очень просто, я метался между зумом и фиксами.
В линейке у Sony существовал достаточно годный штатник для кропа 16-50 f/2.8, но его ценник для меня кусался. В итоге я остановился на альтернативе в виде Tamron 17-50 f/2.8 за вдвое меньшие деньги. Но с этим стеклом у меня пасьянс не сложился. В магазине был выбор из двух экземпляров, один из которых сильно мазал по фокусу (так сильно, что это заметил даже я, в тот момент не шибко опытный в такого рода вопросах), а во втором вообще была перекошена линза, из-за чего половина кадра была в конкретном мыле.
Из-за этой непрухи я остался с камерой без объектива и мне ничего не оставалось, как продолжить снимать на NEX и ждать, когда же наконец подвезут новые экземпляры Tamron'ов.
Прошло две недели. Потом прошел месяц.
В очередной раз протирая пыль с a33, я понял, что история с зумом что-то как-то не сложилась и сие есть знак -- надо идти по пути фикс-объективов.

Если говорить про фиксы, а тем более, про более менее бюджетные варианты, то первым на ум приходит тот самый полтинник f/1.8. Но этот вариант я отмел довольно быстро, даже не смотря на то, что на ките 18-55 чаще всего использовал длинные конец -- понимал, что в квартире с таким фокусным сильно не разбежишься. Соответственно выбор мой пал на 35 f/1.8, в том числе и потому, что я забил себе голову городскими легендами о "нормальном угле" и "штатном объективе".

Новым объективом я был чертовски доволен: наконец-то заполучил крутое качество картинки, достаточно комфортный для помещения угол обзор и большую светосилу (читай -- "размытие фона"). Практически все, что я тогда снимал, были портреты, и дорвавшись до инструментов, которые умеет давать маленькую ГРИП, я был совершенно помешан на крайне бесхитростной формуле идеального фото: все, что не в фокусе, должно быть размыто до состояния полной нечитаемости. Именно поэтому я в то время много предавался мечтаниям о полном кадре, и именно поэтому почти сразу побежал себе брать телевик 85 f/2.8 (в пересчете на кроп, практически классические 135 мм), отчаянно комплексуя по поводу того, что у Sony, в отличии от больших Canon и Nikon, нет варианта взять бюджетную 85-ку со светосилой на стоп больше.

Sony a33 + 85 мм f/2.8

В этот объектив я сразу же влюбился всерьез и надолго.
В квартире с ним, конечно, не разгонишься, зато в подавляющем большинстве случаев при выходе на улицу я брал с собой именно его. Бомбить портреты малой было одно удовольствие -- за фон голова не болит, его всегда очень мало из-за перспективы, да и "моет" его стекло порядочно, даже не смотря на довольно скромное относительное отверстие. Плюс, когда у тебя на руках такое фокусное, всегда можно снимать крупно и не париться по поводу неудачных пропорций лица. Ну а то, что бегать надо много, меня в те годы совершенно не пугало -- я был молод и полон беспричинного фото энтузиазма.
Доходило до того, что я брал камеру с этим единственным объективом на морской отдых и за пару недель привозил оттуда несколько тысяч кадров (мы помним, что это ~135 мм ЭФР?). При этом на нормальный угол меня не тянуло совершенно, более того, если вдруг я оказывался с 35-мм объективом на улице, я зачастую не знал, что с ним делать, настолько сложно было строить кадры на таком широченном угле. Эффект, который я в шутку называл аквариумом.

В общей сложности я снимал на a33 с этой парой объективов около двух лет.
Снимал как одержимый и в итоге даже умудрился убить затвор, у которого в силу бюджетности модели был нормированный ресурс в жалкие 50 тысяч кадров.

Камеру эту я до сих пор вспоминаю с большим теплом, я ее не продал (просто потому, что даже в 14-м году за нее все равно дали бы две копейки) и даже недавно брал в руки, чтобы получить заряд ностальгии.

Sony a33 + Minolta 24 мм f/2.8 (2020 год) 

Скажу, что даже по меркам дня сегодняшнего, в связке с хорошим объективом, эта камера выдает картинку, которая целиком и полностью лично меня удовлетворяет (конечно, если не лезть в высокие ISO). В этом смысле мне большего не надо.
Снимать, правда, надо исключительно в raw по причине никуда не годного jpeg'а, но с учетом довольно низкой мегапиксельности, на выходе получаются файлы размером в 14 мегабайт, которые, с одной стороны, не отжирают много места при хранении, а с другой, дают все преимущества работы с данными в высокой битности. Прямо вот золотая середина, потому что с переходом на 24-х мегапиксельные матрицы, от роскоши все снимать и хранить в raw формате пришлось отказаться.

С другой стороны, еще как-то принимая все аппаратные ограничения a33 (включая не самую выдающуюся систему автофокуса, которую в придачу еще и пришлось юстировать в домашних условиях), больше всего меня бесили чисто программные ограничения, вплоть до того, что при использовании Auto ISO камера тебе не показывала выбранное для снимка значение или, например, отсутствие этого самого Auto ISO в режиме M. Хитрожопые производители камер, которые так делают, однозначно должны гореть в Аду.


***

Когда у меня в декабре 2013-го года (в самом разгаре НГ утренника ребенка!) сдох затвор в камере, по бумагам на нее оставалось еще пара месяцев официальной гарантии. Я этим вариантом сервиса решил воспользоваться, хотя, честно говоря, совершенно не верил в то, что ремонт вернет к жизни такую древнюю и совершенно не актуальную модель. В связи с поломкой в голове разыгрывался следующий сценарий: камеру починить не смогут, мне вернут за нее какие-то деньги, я немного добавлю и пойду покупать топовый (на тот момент) кроп с полупрозрачным зеркалом -- Sony A77.
Однако (слава сервисному центру Sony!), камеру мне довольно таки оперативно починили. А здорово это потому, что уберегло меня от покупки A77; покупки, которая в тот момент была бы крайне неудачной -- дело в том, что уже весной Sony анонсировала новую, намного более продвинутую, камеру A77M2. И если бы к моменту этого анонса я бы пару месяцев как снимал на A77, я бы 100% кусал бы себе локти от досады.

В общем, летом 14-го я стал первым владельцем новенькой A77M2 в нашем городе, ну и так и продолжил снимать на верную пару объективов 35 и 85 мм. Правда, со стеклами вылез один неприятный нюанс -- бритвенно резкие на 14-ти мегапикселях (особенно 85-ка), на 24-х в плане разрешения они показали себя не самым лучшим образом. Это стало для меня полной неожиданностью и в итоге фотографировать на новой камере я начал в jpeg половинного разрешения (12 мегапикселей). В A77M2, в отличии от старой камеры, jpeg был настолько хорош, что местами даже делал процессинг raw файлов в Lightroom. Да и потери по разрешению были не очень фатальны из-за фильтра Байера.

С точки зрения дня сегодняшнего, A77M2 это по прежнему топовая кропнутая зеркалка, которая не сильно то устарела за целых шесть лет.
Да, в плане видео, она не умеет 4K, но вот все остальное -- система автофокуса, скорострельность, качество картинки, все это по прежнему находится на уровне с лучшими продуктами конкурентов. Стагнация? Или просто технологии окончательно ушли в область беззеркалок?

Короче, несколько лет я фотографировал на пару своих стекол, но вы же знаете, что объективы, они как женщины -- все время хочется новых. Весной 17-го года на просторах интернет барахолки мне попался на глаза объектив Minolta 24 f/2.8, в отличном состоянии и за смешные деньги. Я не удержался и купил его. Поснимав на него довольно таки непродолжительное время (правда, захватив его для съемок при поездке в Киев), у меня случилось прозрение, которое, по своей силе и значимости, я бы смело поставил в один ряд со своим опытом от перехода к фикс-объективам.
Мне открылась вся сила и универсальность фокусного 35 мм.

С моей колокольни, 35 мм ЭФР практически полностью заменяют собой "полтинник".
Да, на "полтинник" можно снять чуть более крупноплановый портрет и получить при этом чуть меньшую ГРИП (при одинаковой светосиле). Однако я не нахожу эти отличия такими уж существенными. Более того, я часто снимаю на 35 мм довольно таки крупноплановые портреты и не считаю, что они ужасны из-за перспективных искажений. Плюс, при съемке в помещении под 50 мм частенько просто не хватает пространства.

Sony A77M2 + Distagon 24

А дальше в дело вступает аргумент о том, что 35 мм это вообще-то широкоугольник, причем с углом, оптимальным для огромного числа сюжетов. Лично я, снимая на 35 мм, редко чувствую острую необходимость в более широкоугольном объективе. Более того, чаще всего я "вижу" пейзажные сюжеты у себя в голове с перспективой, очень похожей на перспективу 35-ти миллиметрового объектива.

В общем, чем больше я снимал на 35 мм ЭФР, тем больше понимал, что для меня это самое оптимальное фокусное, на которое я без проблем могу зафиксировать практически любой сюжет. Ну а 50 мм это вообще такие "плохие" 85 мм для случаев, когда тебе тупо не хватает места.
В итоге, имея за плечами шесть лет опыта, я наконец-то пришел к каноническому сочетанию фиксов 35 + 85, которое, на мой взгляд, значительно универсальнее пары 50 + 135...

Однако тут нарисовалась определенная проблема. Мне, конечно, хватило объектива Minolta для того, чтобы по уши влюбиться в это фокусное, но ее возможностей (надо признать, довольно таки скромных) явно не хватало для того, чтобы использовать в качестве штатника 99% времени. Как минимум, мне была нужна более высокая светосила, а в случае Minolta даже скромную дырку f/2.8 можно было назвать рабочей ну разве что с большой натяжкой.

Я начал искать варианты, коих, по большому счету, было два. Или взять полнокадровый цейсовский Distagon 24 f/2.0 под A-mount, или вообще менять систему.

Тут стоит отметить, что к этому времени у меня сформировалось еще одно весьма важное требование к фототехнике. Я начал все чаще ловить себя на том, что камера тупо пылится дома из-за того, что мне лень ее всюду таскать с собою в наплечной сумке. В 15-м году я обзавелся RX100 первого поколения (а пару лет спустя перешел на четвертое), но я все еще осознавал, что это довольно таки значительный компромисс в плане качества картинки и много мечтал о неком абсолютном идеале: компактной камере со светосильным фиксом 35 мм. Да, на рынке присутствовали Fuji X100 разных поколений, была линейка Sony RX1, но все эти варианты отпадали по той или иной причине. Ах, вот если бы в Sony решили бы ответить на X100 какой-то супер компактной камерой с APS-C сенсором и фиксом 24 f/2.0! Ну или выпустить вариант RX100 с фиксом 35 мм ЭФР f/1.4. Или выпустить современный вариант RX1 с человеческим автофокусом и батареей...

Мечты, мечты, которые так и не сбылись, а я спустился с небес на землю и в итоге все-таки пришел к покупке Distagon 24. Я прекрасно понимал, что это очень не оптимальный вариант -- объектив под полный кадр, дорогой, тяжелый, да еще и страдающий ярко выраженным эффектом "field curvature". Однако из всех зол лучших вариантов я не видел, поэтому впервые в жизни стал обладателем стекла с волшебным шильдиком "Zeiss".

Таких объективов у меня еще в жизни не было. Это проклятое стекло чуть не свело меня с ума.
Я сделал больше тысячи снимков, в попытках понять все нехорошие нюансы его работы. Я перерыл весь Интернет и прошерстил огромное количество чужих полноразмеров, пытаясь ответить на вопрос, достался ли мне бракованный экземпляр или так оно и должно быть.

В итоге, не смотря ни на что, три года я фотографировал практически только на это стекло. Получил массу снимков, которые очень люблю и ценю, приноровился минимизировать негативные последствия ненавистной "field curvature" и, тем не менее, я так и не простил этому объективу его сложный характер и его неидеальность. Увы, этот фатальный недостаток, не смогли перевесить его очевидные достоинства: очень классный рисунок (что само по себе является чрезвычайно редким атрибутом широкоугольных линз) и потрясающий контраст, благодаря которому я понял, как легко жить, когда сразу получаешь превосходный результат и нет никакой нужды потом что-то сидеть и шаманить в Lightroom.

Одна из последних прогулок с Distagon 24 mm, май 2020-го. Swan song

Distagon занозой сидел в моем сердце и я постоянно думал о вариантах смены системы. Главным драйвером, конечно, выступало отсутствие нужного мне объектива, но был еще один момент, который также не давал мне покоя. Я хотел нормальный автофокус. Все-таки XXI век на дворе, когда я снимаю портрет, я хочу думать исключительно о композиции, а не о том, какая точка фокуса у меня выбрана в данный момент и насколько точно она в этот раз сработает.

Чем больше я использовал систему автофокуса в A77M2 (а это, несомненно, одно из лучших решений в этой области), тем больше я понимал ее ограничения и тем больше в ней разочаровывался. Фазовый автофокус как технология в принципе не может работать с очень высокой надежностью. Это ограничение, вытекающие из самой ее природы.
Очень простой эксперимент. Берешь статичную, хорошо освещенную мишень с высоким контрастом. Фокусируешься, используя самую надежную центральную точку. И получаешь 90-95% снимков с удовлетворительным фокусом. Погрешность технологии переводит остальные снимки в категорию "брак".
За восемь лет фотографирования с помощью фазового автофокуса я порядком устал от него. Кстати, в камерах Sony с полупрозрачным зеркалом непрерывно активен режим Live View и мне очень обидно, что инженерам из Sony не пришла в голову такая, лежащая на поверхности идея: использовать обе технологии фокуса, фазовую для быстрой и грубой итерации, а потом контрастную для более высокой точности.

В общем, я постоянно смотрел по сторонам и даже был готов изменить любимой Sony. Дошло до того, что я на серьезе рассматривал вариант уйти в кропнутые беззеркалки Canon из-за факта существования одного единственного объектива, но компания Canon не была бы Canon, если бы тотально не факапила все свои продукты последних лет десяти...

Я почти заканчиваю. Последние штрихи.

Прошлым летом Sony (НУ НАКОНЕЦ-ТО БЛИА!) выпустила FE 35 f/1.8, который куча людей, включая меня, ждала от них больше пяти лет. (Парадоксально, что имея мощнейшую поддержку объективов от сторонних компаний, никто так и не смог за это время представить в этой категории что-то достойное).
А в конце апреля сего года я совершенно случайно обратил внимание на то, что на olx'е регулярно начали появляться предложения бушных A7 III по совершенно бросовым ценам.

Так и сошлись звезды, я попрощался со своей верной A77M2, на которую за шесть лет снял почти 100 тысяч кадров...

Ну а о своих первых впечатлениях от использования полного кадра и о возвращении (спустя восемь лет!) обратно в стан беззеркалочников, я, надеюсь, что напишу в самое ближайшее время.




No comments:

Post a Comment