В мае этого года умер известный немецкий фотограф Хорст Фаас, прославившийся освещением войны по Вьетнаме.
Вот тут выложено много его работ об этой самой войне, которые производят очень сильное впечатление.
Особенно бьют по чувствам страдающие от ужасов войны гражданские. И особенно дети. Мне кажется, что пока я не был отцом, я как-то спокойнее относился к этому, а сейчас каждый такой снимок или история о событиях, типа событий в Беслане, просто рвут душу в клочья.
Отдельно про себя отметил очень высокое качество фотографий, особенно с учетом того, в какие года это снималось, и в каких условиях, далеких от студийных. Речь идет, разумеется, о ч/б. Там есть и цветные фото, но цвет там, конечно, просто никакой.
Сравнивая техническое качество этих суровых репортажных фотографий с качеством советской послевоенной профессиональной фотографии, могу сказать, в совке все было очень грустно, и версию эту подтверждают те, кто занимался фотографией в СССР профессионально.
Например, Валерий Щеколдин, классик документальной фотографии, в своем интервью рассказывает такое:
В Советском Союзе цветной кодак получали только ТАСС и АПН. Может, еще «Огонек» и «Советский Союз». Остальные даже за свои деньги его купить не могли. Это там на Западе — как и у нас теперь — что цветная, что ч/б, почти одна цена. Тогда же черно-белый снимок в журнале стоил в разы дешевле, чем цветной. Американцы к нам зачастили в перестройку; когда они узнавали, что человек снимает на черно-белую пленку, да еще и лейкой, то они сразу: «О-о, это, должно быть, очень богатый человек!» Ведь, если ты не Картье-Брессон, никому твои черно-белые снимки не нужны. То есть ты или равновеликий, или просто богатый бездельник. Профессионал снимает на цвет. И вот они нас, нищих, считали миллионерами. Которые просто брезгуют снимать на цвет. Занимаются исключительно высоким искусством.
Кстати, в том же интервью есть интересный момент о съемке по человечески тяжелых сцен:
Если ситуация драматически негативна, связана с войной, болью, страданием — ты как под новокаином. Сказал кто-то: «Когда с фотоаппаратом, я как в танке». Когда человек снимает, он придаток механизма. Он не в одном измерении с жизнью. Он видит ее через стекло. Это как когда хирург делает операцию, он ведь тоже не сопереживает боли пациента — иначе он зарежет человека, а не спасет.
Возвращаемся к немецкому фотографу.
По ссылке есть и фотографии самого Фааса.
Первое, на что лично я обратил внимание -- компактность фототехники профессионального фотографа тех лет. Посмотрите на эти детские габариты тушки и объектива! Сегодня зеркалка начального уровня будет сильно больше, а если говорить о полнокадровых монстрах для профи, то это еще один шаг в габаритах.
По-моему, прогресс в этой области шагает куда-то не туда.
No comments:
Post a Comment