11 June 2012

I shoot raw

Волевым усилием заставил себя таки перейти на тотальную съемку всего и вся в raw.

Теперь я крутой чувак.


На самом деле, я отлично знал, что я делаю. Съемка в raw это замечательно, но у нее есть целый ряд недостатков:
- сильно падает возможность буферизации на камере (в моем случае с 16 до 8 кадров), а сам буфер начинает очищаться ОЧЕНЬ долго (ну еще бы -- 120 мегабайт на карточку записать надо!);
- полученные файлы весят в четыре (!) раза больше jpeg аналогов; и ладно, был бы это только вопрос места на карте памяти -- при активной съемочной жизни проблема перекидывается и на жесткий диск;
- обработка raw файлов почти всегда медленнее, чем jpeg (подробнее), и, кстати, raw медленнее открываются и на самом фотоаппарате.

И, тем не менее, сделал я в очередной раз парочку сравнительных тестов, покрутил, повертел, и решил, что живем один раз, грех от такого профита отказываться, тем более, что дается он почти бесплатно.

Кроп одного из тестовых снимков.

Click me

Что видно пацифически вооруженным взглядом?

Во-первых, детализация. Деталей в raw сильно больше, это отлично видно и на челке, и правее-выше на роге животного, и на светлой области вокруг ротового отверстия (пардон за терминологию, я не очень силен в физиологии жирафов). Причем эта повышенная детализация это не вещь в себе, она оказывает существенную роль в передаче сложной фактуры материала, ощущения объема.
(Да, я знаю, что по умолчанию Lightroom для raw при импорте дает шарп +25, дык я почти уверен, что камерный jpeg даже на дефолтных настройках шарпится. Кроме того, я дал в jpeg точно такой же уровень шарпа +25 и, очевидно, никакой фантастической экстра детализации после этого не получил. Потому что чудес не бывает, и алгоритм шарпа не покажет никаких новых деталей, если их не было в исходном изображении... Ну и для полностью честного сравнения, я дал для raw +20 luminance для того, чтобы убрать повышенную зернистость от шума.)

Во-вторых -- работа с цветом. В raw цвета более точные, насыщенные и сама картинка обладает более высоким микроконтрастом. На примере с жирафом видно, что челка в jpeg и raw имеет разный цветовой оттенок, а темные пятна на коже более насыщенные по цвету.
На других снимках я получал и более существую разницу в точности передачи оттенков, и хотя к Lightroom как к raw конвертору очень много вопросов (в том числе, и по точности передачи цвета), в сравнении с камерным jpeg цветопередача в raw это совершенно иной уровень.

В общем, пару дней поснимал в raw, и потом как баран, с удивленными глазами, рассматривал полученные результаты. Невероятная разница. Как глаза открылись.

С raw разобрались, теперь еще немного впечатлений от фотосъемки.

Плохая новость -- про шум и (проклятое) полупрозрачное зеркало. При некоторых условиях съемки даже на относительно низких ISO (типа 400) в шумных областях иногда появляются аномально шумные пиксели. После обработки и экспорта их не видно, но выглядит это на 100% кропе очень страшно и неаппетитно. Самое смешное, что на действительно высоких ISO (за 1000) я такого вроде как никогда не видел -- начинает работать встроенный шумодав?
На NEX'е такого рода артефактов точно не было.

Пример шума: некоторые пиксели имеют аномально неправильный цвет

Насчет объектива Sony 35 f/1.8. Немного погонял его на пейзажных сюжетах.
Увидел виньетирование на открытой дырке. Ну да, есть оно.
Контровый свет этот объектив держит очень плохо -- кадры выходят засвеченными.
Насчет резкости -- очень резкий. Правда какая-то полная ерунда выходит с попыткой нащупать гиперфокальное расстояние. При фокусировке на объективе бесконечность начинается фактически с 3+ метров. Для 35 мм на кропе дистанции фокусировки для гиперфокала и бесконечной ГРИП для дырки f/11 (это абсолютно нереальная дырка, на ней дифракция очень заметна) будут находиться где-то за 8 метрами. Т.е. по фокусу это уже просто "бесконечность" где-то за тремя метрами.
На некоторых снимках (с фокусировкой на бесконечность) я отчетливо вижу не только ближнюю границу ГРИП, но и дальнюю. Далеко расположенные объекты можно смело снимать на дырках типа f/5.6 и все будет отлично, но как резко снимать планы типа 5-15 метров для меня пока остается полной загадкой.


И последнее, на любимую тему видоискателя и LiveView. В очередной раз поснимал на пляже, на ярком одесском солнышке, и могу снова подтвердить, что экран в режиме "sunny weather" (максимальная яркость подсветки + выкрученный контраст) позволяет абсолютно спокойно кадрироваться и менять параметры в таких вот недружелюбных условиях. Желания воспользоваться видоискателем не возникло ни разу, не говоря уже о том, что когда снимаешь играющегося на песочке маленького ребенка, ты либо должен изображать из себя доблестного партизана, поджидающего фашистов в укрытии, дабы иметь возможность целиться с помощью видоискателя, либо можешь спокойно повернуть экран и стрелять из положения сидя.
Истинно, истинно говорю я вам -- сменится пара поколений консервативных пользователей классических зеркалок, и видоискатели повально начнут исчезать как класс. Помяните мои слова.

No comments:

Post a Comment